ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Что такое конструирование из "Основы общей методики конструирования Систематизация конструирования " При рассмотрении вопроса мы исходим из общей постановки задачи сконструировать произвольно выбранное техническое устройство. Понятие техническое устройство имеет очень широкий смысл. Под ним подразумеваются самые разнообразные предметы от маленьких и простых (как, например, винт или клин) до инструментов, приспособлений, небольших узлов и сложнейших и огромнейших машин, приборов, аппаратов, автомобилей, подъемников и транспортных средств всех видов, сооружений и, наконец, целых промышленных установок. Созданию чертежей этих сложных объектов должна предшествовать еще разработка проектов и эскизов. В некоторых случаях необходимы специальные исследования. Тогда время разработки еще больше удлиняется и превосходит время собственно конструирования. [c.11] В процессе конструирования мы должны наглядно изобразить нечто, что предметно еще не существует, а является лишь продуктом нашей умственной деятельности. Это и есть наша творческая задача в области техники. [c.11] Условия окружающего нас мира заставляют нас работать рационально, т. е. придавать свободному ходу мыслей целесообразное, логичное направление. Техническое проектирование сегодня настолько развито, что всякая творческая инженерная работа является в большинстве случаев работой коллектива. Само собою разумеется, что организация этой коллективной работы должна иметь по возможности целесообразные и экономичные формы. Впрочем, организационных вопросов мы коснемся лишь слегка (см. п. 12. 1), ибо в нашей книге они являются второстепенными. [c.12] Нас интересует не формальный ход работы при конструировании мы хотим попытаться рационально сформировать процесс творческого мышления в этом процессе. При этом возникает вопрос, возможна ли вообще рациональная методика конструкторской деятельности. Разделим полезную умственную деятельность на формальноумственную и творчески-умственную. Можно считать, что на формально-умственную деятельность, если она будет следовать определенной методике, способен любой работник умственного труда. Возможно ли создание подобной методики для творчески-умственной деятельности На этот вопрос мы пока не ответим. Оставим также открытым вопрос, возможно ли на творчески-умственную деятельность повлиять таким образом, чтобы она не выродилась в беспочвенное фантазирование, а была бы направлена по благоприятному пути. [c.12] Заголовок постановка задачи подразумевает в узком смысле конструирование. Предваряя дальнейшее рассмотрение этого вопроса в п. 4.2, следует сказать, что эта постановка касается значительно более широкого вопроса вплоть до общей трактовки и решения технических проблем. [c.12] Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать творческую деятельность по ее отдельным этапам и разработать для них подходящую методику. [c.12] Перефразируя слова В. И. Ленина, можно сформулировать каждый конструктор должен — точно так же, как и все остальные творческие умственные работники — проходить путь от живых наблюдений к абстрактному мышлению, а от него к практическому исполнению . [c.14] Для творческой деятельности (в том числе и для конструирования) недостаточно лишь одних знаний и знакомства с где-то однажды начерченным решением ( может быть это можно сделать так же ). Конструирование не является преимущественно искусством, как это часто утверждают оно в первую очередь — логический мыслительный процесс. Кому способность к конструированию как к искусству не свойственна, тот будет добиваться результатов посредством логического, целенаправленного мыслительного процесса. Ему нужно хорошо знать, как последовательно и уверенно находить лучшее или хотя бы удовлетворительное решение. Многие высокоодаренные и опытные конструкторы найдут здесь то, чему они, сами того не сознавая, уже давно следовали. Но лучше все же ввести этот процесс в рамки сознательных действий, которым можно обучить начинающих и малоопытных. [c.14] Границы достижимого при обучении творческой работе пока еш,е необозримы. На первых порах выработаны указания по возможному упорядочению отдельных этапов обдумывания и расположению их в логической последовательности. В этой области рационализации творческой деятельности еще много возможностей для открытий. [c.15] В области творчества, где идеям и фантазии должно быть предоставлено достаточно простора и где гениальные мысли В. Сименса, Т. А. Эдисона и других исследователей производили перевороты, требуется систематизация. Поэтому возникает вопрос, возможна ли творческая работа без интуиции, имеет ли последняя преимущество перед логикой или ее роль носит лишь второстепенный характер. [c.15] Работать интуитивно означает примерно то же, что и работать, следуя идее, которая случайно пришла человеку в голову. Но зажигательная идея или гениальный случай в большинстве случаев опираются на простой и очень ясный ход мыслей. Таким образом, в действительности речь идет не о случае, а о результате сопоставления ранее сделанных и удержанных в мозгу наблюдений. [c.15] Возникновение идей не обязательно может обусловливаться какими-то причинами. Поле решений (по X. Ло-манну [9]) может быть обследовано систематически и затем обработано. Этим также подготовляется возникновение идей и нахождение элементов решений может стать причинно-логическим процессом. Хотя комбинирование элементов решений не всегда производится чисто причинно, применение методики конструирования, вынуждаюш,ей искать комбинации этих элементов, не только делает мышление более плодотворным, но и стимулирует более скорое возникновение лучших идей. [c.16] бессмысленно продолжать дальше спор о преимуществах логики и интуиции. Обе имеют свои достоинства, и оптимум может быть достигнут при их взаимодействии. [c.16] Интересно познакомиться с новейшим высказыванием англичан по поводу возможностей подготовки конструкторов [11 ]. Возникающие в их практике проблемы схожи с нашими. Но у них отсутствует стремление к основательному размышлению о сущности творческой работы. Поэтому они приходят к спокойному, но определенно неудовлетворительному заключению если не говорить об академическом уровне, то конструированию нигде нельзя научиться, а можно. лишь натренировать врожденные способности. На такой основе вряд ли можно ожидать существенного прогресса в пробуждении способностей, скрытых в людях. [c.16] В последующем рассмотрении вопроса мы исходим из диалектической формы взаимосвязи, признавая прежде всего причинность — связь причины и последующего действия. [c.17] Возможными являются все действия. Но лишь те возможности будут реализованы, для которых созданы условия и имеются объективные закономерности. [c.17] Целесообразно исходить из общности и различий исследования и проектирования. Исследование, которое ставит целью преимущественно научное познание, служит открытию объективных закономерностей. Научно-техническое проектирование имеет целью создание новых функций, следовательно, создание новых связей. Для этого требуется мышление, направленное на еще не существующее, вновь придумываемое техническое устройство. [c.17] Естественно, что не всегда исследование и проектиро- -щ ванне разграничены так строго. Одна область часто вторгается в другую и дополняет ее. Основной же факт остается в силе исследование направлено от явления к познанию его сущности проектирование направлено от сущности задачи к явлению, которое желают вызвать. [c.18] Анализ, синтез и абстракция являются важнейшими компонентами мышления независимо от того, направлено оно на настоящее или на будущее. Анализ отделяет существенные свойства от несущественных, и когда явления, скрывающие за собой существенное, выделяются и исключаются из рассмотрения, то анализ переходит в абстракцию. Этот процесс всегда является исходным при решении всякого рода проблем. [c.18] Вернуться к основной статье