ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Эксперименты с играми из "Системы человек-машина Модели обработки информации, управления и принятия решений человеком-оператором " Эксперименты и модели, отражающие зависимость от времени в повторяющихся играх типа дилеммы узника. Описанная выше дилемма узника обеспечивает особенно удобный аппарат для изучения тенденций сотрудничества и отступничества в ситуациях, описываемых игрой двух лиц. Рапопорт и Чаммах [71] представили подробный обзор экспериментов и моделей, основанных на дилемме узника. [c.377] В одной серии экспериментов они обнаружили, как это и ожидалось, что число совместных (кооперативных) ответов возрастает с увеличением вознаграждения за совместное сотрудничество, (СС), уменьшается с увеличением вознаграждения за отход от сотрудничества с противником (ОС) и возрастает с увеличением наказания за одновременное отступничество (ОО). В других экспериментах они обнаружили, что смешивание игр или незнание игроками матрицы выигрышей уменьшает стремление к сотрудничеству. [c.377] Возможно самым важным из обнаруженных результатов является то, что в повторяемых играх игроки стремятся копировать (предсказывать и согласовывать соответственно предсказанию) ходы друг друга. Это ясно проявляется на временных диаграммах усредненной по 15 играм вероятности совместного сотрудничества р (СС) и совместного отступничества р (СО). Сначала игроки стремятся к ОО, но после нескольких сотен повторений пара СС становится доминирующей (или второстепенной. [c.377] Рапопорт и Чаммах [71 ] получили данные, позволяющие предположить, что простая модель марковской цепи, хотя и привлекательна, но не обеспечивает хорошего соответствия реальным данным, если не добавляются поглощающие состояния — состояния, из которых не существует перехода (например, всегда делать ход С). Они необходимы для моделирования тенденции к повторению определенного ответа в большинстве или всех оставшихся партиях игры. Тогда соответствие экспериментальным данным может быть достаточно хорошим. [c.379] Параметр Я/ есть асимптотическое значение р (С) и определяет скорость приближения к этому значению. Для исхода с наибольшим возможным вознаграждением = 1 и (С) 1 при повторении игры. Исход с наибольшим возможным штрафом означает = О и р 1 (С) 0. Возможны и промежуточные значения. Если близко к единице, то ответы примерно соответствуют первому члену в (21.3). Если близко к нулю, то ответы быстро приближаются к На рис. 21.14 показан приведенный Рапопортом и Чаммахом (1965) пример данных, которым удовлетворяет такая стохастическая модель обучения. [c.379] Влияние общения и целей игроков. Чтобы проверить, как на сотрудничество и отступничество игроков влияют три типа указаний и четыре типа связей между игроками, Дейч [25] использовал для дилеммы узника матрицу выигрышей, показанную на рис. 21.15, и позволял испытуемым делать только один ход. [c.380] Условие нет общения означало, что стратегии выбираются независимо и в тайне. Для общения игроки могут писать записки друг другу перед игрой. Условие обратимого решения означало, что без предварительной связи, после того как ходы выбраны и объявлены, любой игрок может изменить свой ход без объявления. Неодновременное решение означало, что без предварительной связи ход первого игрока сообщался второму игроку до того, как он выбирал свой ход. Имелись три типа инструкций 1) сотрудничать с противником, руководствуясь его интересами, 2) заботиться только о собственном благополучии и 3) стремиться к получению выигрыша и, одновременно, улучшению положения противника. Результаты приведены в табл. 21.1. Они показывают, что директива на сотрудничество приводит к сотрудничеству, а директива на конкуренцию ведет к отступничеству. Возможность общения оказывает наибольшее влияние (изменение в выигрыше от 36 до 71%) на индивидуалистически настроенных испытуемых, которые больше, чем другие, думали только о себе . Любопытно, что даже в условиях обратимости , когда игроки могли взять назад свои предложения о сотрудничестве, если они не встречали взаимности, не было достигнуто большее сотрудничество. Не удивительно, что в условиях неодновременного выбора в индивидуалистической группе, так же как и в конкурирующей группе, оказалось очень мало сотрудничающих пар. [c.380] Реализация таких систем в широком масштабе — дело будущего. В последней главе этой книги мы попытаемся предсказать некоторые направления дальнейшего развития систем человек— машина и некоторые сферы приложения, которые, как мы считаем, будут наиболее важными. [c.381] Вернуться к основной статье