ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Декоративная отделка изделий из "Занимательная гальванотехника Пособие для учащихся Издание 3 " Декоративная отделка изделий производится тонированием — оксидированием, т. е. созданием химическим способом тончайших пленок на поверхности металла, которые изменяют его цвет. [c.64] Тонирование — оксидирование изделий — уменьшает первоначальный блеск чистого металла, смягчает переходы от выпуклостей к углублениям, но одновременно может подчеркнуто выделить формы, делая рельефную поверхность изделия более выразительной. [c.65] Часто прибегают к комбинированной отделке изделий, применяя гальваническую, декоративную отделку в цвет бронзы, серебра или других металлов с последующим химическим оксидированием. По окончании декоративной отделки изделие следует покрыть прозрачным лаком — нитролаком, который готовят растворением кинопленки (предварительно смыв эмульсию в горячей воде) в ацетоне. Для этого сухую кинопленку режут на мелкие кусоч и, которые засыпают в ацетон. Примерно на 100 г ацетона берут 250—300 мм обычной кинопленки. [c.65] Покрывать изделие можно мягкой кисточкой или погружая его в нитролак. Можно применять и другой способ покрытия, заключающийся в натирании поверхности изделия шерстяной тряпочкой раствором пчелиного воска в скипидаре. [c.65] При наличии темных пятен на изделиях после обезжиривания их можно счистить мелким песком с водой (при этом не царапая поверхность металла) или протравить в 30-процентном растворе азотной кислоты. Хорошо обезжиренные изделия должны полностью смачиваться водой и не иметь расползающихся сухих островков. [c.66] К подготовленным изделиям нельзя прикасаться руками, так как жир, имеющийся на руках, снова может зажирить изделия. Поэтому подготовку изделий по их обезжириванию следует вести или резиновых перчатках или лучше к изделиям заранее должна быть прикреплена медная проволока, которая в дальнейшем послужит проводником при завеске изделий в гальваническую ванну. [c.66] Декоративное оксидирование гальванопластических изделий из меди, а также изделий из бронзы и латуни можно отделывать многими ошсляющими средствами. Результаты получаются различные, в зависимости от применяемых растворов, их концентрации, температуры и т. п. При оксидировании изделий из бронзы и латуни играет важную роль состав бронзы и латуни. [c.66] Исследования по оксидированию скульптуры и различных изделий из латуни и бронзы показали, что цвет и качество оксидных пленок в значительной мере зависит от состава сплава этих металлов. [c.66] при почти одинаковых количествах в бронзах меди, оло.ва и цинка (87 % меди, 8 % олова и 5 % цшка) при отсутствии свинца оксидные пленки образуются значительно труднее. На бронзах же с присадками свинца в пределах от 0,5 до 2,5 % образование оксидной пленки облегчается и повышается ее качество. [c.66] Таким образом, наличие в сплаве свыше 10 % цинка затрудняет оксидирование сульфидом аммония. [c.67] Другой раствор — серная печень (приготовляется специально 2 ч. массы поташа с 1 ч. массы серы). [c.67] При этом оксидная пленка получается качественная— равномерного цвета и прочная. [c.67] Раствор наносится кистью и тщательно растирается. В зависимости от требуемого цвета процесс оксидирования повторяется. При этом раствор дает хорошие результаты 1на бронзах и латунях с присадками цинка. [c.68] Наиболее распространенным является раствор серной печени , дающей темно-коричневые шоколадные цвета. [c.68] Как указывалось выше, для получения серной печени берут 1 ч. массы серы и 2 ч. массы карбоната калия или соды. Серу расплавляют в железной банке и добавляют к ней измельченный сухой карбонат калия. Расплавленную смесь перемешивают 15—20 мин и после остывания хранят в закрытой банке. По мередадобности от спекшейся массы откалывают кусочек и растворяют в горячей воде, примерно берут 1 г серной печени на 100 мл воды. [c.68] Все эти соли растворяют в горячей воде и горячим раствором несколько раз смачивают поверхность изделия. Наносить раствор следует после высыхания раствора, нанесенного ранее (г/л). [c.69] На изделие наносят смесь в виде кашицы. Покрытию дают высохнуть, затем смывают его водой. [c.69] Изделие погружают в раствор на 0,5—2 мин и нагревают до кипения. Большиескульптурыобливают горячим раствором или наносят его щеткой. [c.69] Вернуться к основной статье