ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы О касательных плоскостях и нормалях к кривым поверхностям из "Начертательная геометрия " Прямая, проведенная через точку касания перпендикулярно к касательной плоскости, называется нормалью к поверхности. Она перпендикулярна к элементу поверхности, потому что расположение этого элемента повсюду совпадает с направлением касательной плоскости, которая может быть рассмотрена как его продолжение. [c.45] Положение граней соприкосновения в сводах подчинено многим условиям, соблюдение которых обязательно. На протяжении нашего курса мы изложим последовательно все эти условия, но в данный момент мы займемся только тем из них, которое имеет отношение к рассматриваемому вопросу. [c.46] Одно из условий, которым должно удовлетворять положение граней соприкосновения, состоит в том, чтобы они были перпендикулярны между собой и расположены перпендикулярна к поверхности свода. При значительном уклонении от этого условия не только были бы нарушены общепринятые законы, без которых пострадала бы сторона эстетики, но и самый свод стал бы менее прочным и менее долговечным так, если бы одна из граней соприкосновения была наклонной к поверхности свода, то один из двух смежных клинчатых камней имел бы тупой, а другой — острый угол во взаимодействии, которое оба эти клинчатые камня оказывали бы друг на друга, эти два угла обладали бы различным сопротивлением в силу хрупкости материала острый угол мог бы дать трещину, что изменило бы форму свода и сократило бы долговечность здания. Поатому разделение свода на отдельные камни требует обязательного знания свойств касательных плоскостей и нормалей к кривой поверхности свода. [c.46] Другая часть живописи является, собственно говоря, ремеслом его целью является точное выполнение концепций первой части. Здесь нет ничего произвольного все может быть предусмотрено строгим рассуждением, потому что все является необходимым результатом выбора об ьектов и данных обстоятельств. Когда известны форма и положение предмета, свойства, число и положение тел, которые могут его освещать, будь то прямым светом или отраженными лучами когда фиксировано положение глаза зрителя, когда, наконец, хорошо установлены и известны все обстоятельства, могущие влиять на зрение, то оттенок изображения каждой точки на видимой поверхности ьтого предмета будет совершенно определенным. Все, что связано с цветом оттенка и его яркостью, зависит от положения касательной плоскости в этой точке по отношению к освещающим телам и глазу зрителя это может быть определено только умозрительно а когда это установлено, его надо использовать в точности. Всякое ослабление и всякое усиление изменило бы наружный вид предмета, исказило бы его формы, произвело бы не тот эффект, которого ожидает художник. [c.47] Наконец, неопределенные выражения как неровность , светотень , постоянно употребляемые художниками, свидетельствуют о том, что они нуждаются в более точных знаниях и в более строгих рассуждениях. [c.48] Вернуться к основной статье