ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Комбинационные тоны из "Акустика музыкальных инструментов " Комбинационными называют тоны, образуемые в результате сложения и вычитания частот исходных тонов. Они возникают как следствие нелинейных характеристик звукового тракта (звуковоспроизводящей аппаратуры, среды, органов слуха). При одновременном звучании двух тонов и отсутствии ощущения их биений по мере увеличения громкости ухо услышит по крайней мере еще один дополнительный тон частотой, равной разности частот первых двух тонов. Например, при частотах двух исходных тонов 500 и 600 Гц и достаточной громкости ухо может различать тон частоты 100 Гц (600—500) и иногда 1100 Гц (600 + 500). Аналогичное явление наблюдается и при других частотах исходных тонов, например 200 и 300 Гц, 1000 и 1500 Гц и т. д. [c.68] Если созвучие, состоящее из двух тонов, подать на анализатор спектра, дополнительные тоны, возникающие в результате сложения или вычитания исходных тонов, не обнаружатся. Причина ощущения дополнительных тонов — нелинейность амплитудной характеристики слуха. Обычно ее представляют, ограничиваясь квадратичным и кубическим нелинейными членами уравнения из-за малости последующих, т. е. [c.68] Достаточно точные значения этих коэффициентов не установлены. Рекомендуются следующие значения ai = l 2 = = 0,00015 1/Па а = 0,000005 1/Па [3]. [c.68] Из уравнения (2.10) следует, что дополнительные тоны, обу-словленные нелинейностью слуха, пропорциональны постоянным коэффициентам аг и а . Аналогичные нелинейные процессы могут наблюдаться и в электроакустических каналах звуковых устройств. Чем больше значение коэффициентов ад и аз, тем выше степень нелинейности системы и тем больше амплитуды тонов, образуемых нелинейными составляющими уравнения (2.10). При аа = ссз = О система становится линейной и дополнительных тонов не образуется. [c.68] Таким образом, вследствие нелинейности слуха вместо двух простых тонов появляется еще целый ряд обертонов и тонов (комбинационные тоны), образуемых в результате сложения и вычитания исходных тонов или их обертонов. [c.69] Комбинационные тоны, образуемые путем сложения частот исходных тонов или их обертонов, называют суммарными. Ими будут комбинационные тоны с частотами колебаний oi + ыц, (Оц 2 oi и (й1 -J- 2(йп. [c.69] Вследствие малости амплитуд отдельных коь бинационных тонов, особенно при небольшой громкости исходных тонов, и из-за явления маскировки ухо различает в основном разностные комбинационные тоны (рис. 2.18). Из рисунка видно, что все суммарные комбинационные тоны и обертоны попали в зону маскировки и, следовательно, не будут услышаны. Разностные комбинационные тоны находятся в области слышимости. [c.69] Громкость комбинационных тонов, образуемых кубическим нелинейным членом, обычно воспринимается несколько меньше из-за малости коэффициента аз. Однако с ростом амплитуд звуковых давлений исходных тонов она растет значительно быстрее громкости остальных комбинационных тонов. [c.70] Комбинационные тоны, возникающие в органе слуха человека, называют субъективными. [c.70] Комбинационные тоны, возникающие в электроакустических трактах звуковых сигналов, называют объективными. Один из способов борьбы с объективными комбинационными тонами — повышение линейности электроакустических трактов звуковоспроизводящих систем. [c.70] Вернуться к основной статье