ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Окраска кистью из "Методы окраски промышленных изделий " Нанесение лакокрасочных материалов кистью является старейшим методом окраски, применяющимся в течение многих веков и, несмотря на это, практически не претерпевшим изменений. [c.188] В настоящее время этот метод используется в основном при окраске помещений зданий, отдельных изделий трудоемкого единичного производства, в котором операция окраски занимает небольшой процент. Преимущество окраски кистью заключается в простоте, возможности окраски сложных изделий и хорошей адгезии лакокрасочного материала к подложке, благодаря втиранию при растушевывании. Однако метод трудоемок и малопроизводителен. Например, для окраски 1 м поверхности изделия требуется 4—6 мин. [c.188] При окраске лакокрасочный материал наносят концом кисти без сильных нажимов. Материал ложится широкими полосами, которые затем растушевываются в горизонтальном и вертикальном направлениях. Кисть следует держать под углом в 45—60° к окрашиваемой поверхности. [c.188] Кисти изготавливают из различных материалов, лучшим из которых является свиная щетина, обладающая от природы есте- Ственной конусообразной формой и раздвоением окончаний волос, что позволяет квалифицированному маляру получать покрытие высокого качества. Для обычных окрасочных работ исполь-зуютсй комбинированные кисти, состоящие из свиной щетины и волоса других животных или растительных волокон. В последние годы выпускаются найлоновые кисти, лучшие из которых по своим свойствам приближаются к кистям из свиной щетины и значительно превосходят их по износостойкости. [c.188] Размер кисти должен соответствовать виду работы. Большие кисти носят название маховых и употребляются для окрашивания больших ровных поверхностей, например стен, потолков, полов, крыш и т. п. [c.188] Маховые кисти изготавливают в 200, 300, 400 и 600 г (по массе щетины). [c.188] Перевязанные шпагатом пучки щетины обычно надевают на заостренный конец рукоятки длиной от 1 до 1,5 м и обматывают шпагатом на 1/3—2/3 длины пучка. Длина оставляемой свободной щетины может быть больше или меньше в зависимости от типа применяемых материалов. Для масляных красок, растираемых по поверхности со значительным усилием, щетина должна быть короче, чем для менее вязких водных красок. По мере истирания кисти витки шпагата постепенно снимают, освобождая перевязанную часть кисти. Обычно износ кистей колеблется от 0,3 до 0,5 г на 1 м окрашенной поверхности и зависит от типа лакокрасочного материала и вида поверхности. [c.188] При окрашивании маховыми кистями обычно работают двумя руками. Для работы одной рукой делают кисти меньших размеров — так называемые ручники . Различают плоские и круглые ручники. В круглых ручниках кисть укрепляют на клею в выточке на торце рукоятки, в плоских — зажимают в жестяной оправе кисти. Как и в маховых кистях, щетину в ручниках обвязывают шпагатом, витки которого снимают по мере износа кисти. Размеры ручников обозначают четными номерами от 6 до 30. [c.189] Для окрашивания по трафарету применяют специальные кисти — трафаретные, отличающиеся от ручников более короткой и жесткой щетиной. [c.189] Нанесение лакокрасочных материалов на мелкие предметы, проведение линий и т. п. осуществляется филенчатыми кистями, в которых наряду со щетиной применяется волос белки, хорька, куницы. [c.189] Для сглаживания свежеокрашенной поверхности и удаления мазков и штрихов от кисти применяют флейцы — широкие мягкие кисти из длинного барсучьего волоса. Они бывают круглые и плоские. При работе флейцем его держат перпендикулярно к окрашенной поверхности и проводят по поверхности без нажима, каса сь ее только концом кисти. Флейц не окунают в краску, а пользуются сухим. [c.189] С целью придания окрашенной поверхности шероховатости пользуются щетками-торцовками, которые делают из короткой отбеленной щетины, укрепленной на деревянной оправе размером 10x20 см. Работая сухой торцовкой, ударяют торцами щетины по свежеокрашенной поверхности. [c.189] Для получения покрытия хорошего качества требуется соблюдение определенных правил работы кистями. Новая кисть всегда содержит пыль и сломанные волоски, которые необходимо выработать до начала использования кисти для ответственной окраски. Новые кисти накануне работы желательно вымыть в мыльной воде. Лучшие результаты получаются при работе кистью после того, как пучок щетины или волоса приобретает конусообразную форму. Маляры-профессионалы часто достигают этого, используя новую кисть для грунтования и аналогичных операций на шероховатых поверхностях. Затем кисть очищают и применяют только для нанесения покрывных слоев. [c.189] В начале работы кисть необходимо разработать , чтобы равномерно распределить на ней лакокрасочный материал. Для этого кисть окунают в материал, вытирая ее о внутреннюю поверхность стенки рабочей емкости. Это повторяют несколько раз, время от времени поворачивая кисть, до тех пор, пока весь пучок волос не удет смочен примерно на половину длины. [c.189] Лакокрасочный материал наносят довольно толстым слоем, а затем растушевывают его сухой кистью. Последнюю штриховку обычно проводят в том направлении, в котором изделие имеет наибольший размер. Большие поверхности, например обшивку корпусов судов, удобнее окрашивать по частям, производя заключительную штриховку на всех участках в одинаковом направлении, чтобы сделать незаметными границы смежных участков. Перекрывание слоя лакокрасочного материала необходимо проводить до начала высыхания сырого края предыдущего участка поверхности в противном случае на границе участков слой материала утолщается и после сушки может сморщиться или будет отличаться по цвету от остальной поверхности. [c.190] Описанная технология пригодна для нанесения большинства применяемых лакокрасочных материалов, но может незначительно изменяться вследствие различия свойств грунтовок, материалов для нанесения промежуточных и покрывных слоев. Например, грунтовка, содержащая свинцовый сурик, может давать полосатое покрытие, если заключительное штрихование проведено недостаточно тщательно. Лакокрасочные материалы для нанесения промежуточных слоев быстро теряют текучесть, особенно при повышенных температурах, поэтому их нанесение и перекрытие сырых краев необходимо производить быстро и умело. Глянцевые покрывные эмали при неравномерном распределении на поверхности легко образуют наплывы и подтеки, поэтому штрихование их как в поперечном, так и продольном направлении следует проводить с более сильным нажимом на кисть, чем штрихование грунтовок и материалов для нанесения промежуточных слоев. Заключительное штрихование глянцевых эмалей рекомендуется проводить снизу вверх, чтобы значительно уменьшить их стекание. Особенно внимательно следует окрашивать отливки, а также изделия, на поверхности которых имеются щели, головкл заклепок и другие неровности, являющиеся причиной образования подтеков. При окраске дерева последние штрихи делают вдол1 волокон, а при окраске потолков — по направлению к свету, чтобы следы кисти были менее заметны. [c.190] Метод окраски кистью применяется преимущественно при нанесении различных медленновысыхающих лакокрасочных материалов, например масляных, битумных и т. п. [c.190] По окончании работы лакокрасочный материал, оставшийся на кисти, отжимают шпателем или скребком, после чего кисть обтирают, промывают в растворителе и сушат на воздухе, быстро вращая. При частом использовании кисть можно хранить в воде или в растворителе, но при длительном перерыве в работе ее следует тщательно промыть водой с мылом, высушить и хранить в сухом прохладном месте. Щетина лучше сохраняет свою форму и не подвергается воздействию насекомых, если кисть хранится завернутой в пергаментную бумагу необходимо, чтобы кисть была совершенно сухая, иначе на ней может появиться грибок, вызывающий разрушение щетины. [c.191] в которых вместо щетины употребляется беличий, барсучий или хорьковый волос, отмывают от краски теплой мыльной водой. Растворителями такие кисти мыть нельзя, так как волос от этого становится ломким. [c.191] Вернуться к основной статье