ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Оксидирование алюминия и его сплавов из "Защитные покрытия в машиностроении " Поверхность алюминия покрыта естественной пленкой, однако искусственная пленка отличается большей прочностью и стойкостью. Различают электрохимическое и химическое оксидирование алюминия. [c.22] В результате химического оксидирования получаются малопрочные пленки толщиной до 1—2 мк, а при электрохимическом оксидировании — анодировании до десятков и даже сотен микрон. [c.22] Анодирование применяется для защиты различных деталей и приборов от коррозии, для декоративной отделки, придания электроизоляционных свойств, а также в целях подготовки под окраску, так как оксидные пленки создают хороший грунт для лакокрасочных покрытий. [c.22] Для анодирования в серной кислоте применяют постоянный ток и электролит, содержащий 200 г серной кислоты (уд. вес 1,84) на 1 л воды. [c.22] Можно применять и переменный ток, но тогда пленка получается более рыхлой. [c.22] Продолжительность оксидирования алюминиевых сплавов несколько большая. [c.22] Улучшение защитных свойств пленки, полученной данным способом, достигается путем хроматного наполнения пористой пленки в составе, содержащем 100 г калиевого хромпика, 18 г углекислого натрия и 1 л воды. Обработка проводится в течение 5—15 мин при температуре 90—95 °С с последующей промывкой изделий в воде и сушкой. [c.22] Анодирование в растворах хромовой кислоты применяется ограниченно для сплавов типа АМГ и АМЦ, а также для деталей, имеющих малодоступные участки, в которых могли бы сохраниться остатки серной кислоты — будущие очаги коррозии. [c.22] Анодирование в щавелевой кислоте применяется для получения окисной пленки, обладающей электроизоляционными свойствами. [c.22] После обработки в растворе щавелевой кислоты, последующей промывки и сушки детали иногда дополнительно покрывают электроизоляционным лаком. [c.22] Для получения пленки применяется состав, содержащий в 1 л 15 г хромовокислого натра, 50 г кальцинированной соды и 2—2,5 г едкого натра. Обработка продолжается 5—10 мин в растворе, нагретом до 85—100 °С. [c.23] После оксидирования изделия тщательно промывают для удаления следов щелочи и пассивируют в течение нескольких секунд в растворе, содержащем в 1 л 20 г хромового ангидрида, промывают в воде при 50 °С и сушат при 50—60 °С. Обработка при более высоких температурах может разрушить пленку. [c.23] Окрашивание анодных пленок алюминия и его сплавов для повышения качества отделки изделий применяют в приборостроении, автостроении и ряде других отраслей машиностроения. Для окраски используют неорганические соединения или органические красители. [c.23] Наилучшими для указанной цели являются оксидные пленки, полученные в растворах серной кислоты. [c.23] При декоративном окрашивании, особенно при получении покрытий, имитирующих золото и другие металлы, необходима тщательная подготовка поверхности. Поэтому после обезжиривания, осветления и промывки в технологический процесс вводят операции электрополирования. [c.23] В случае применения неорганических красителей изделия последовательно обрабатывают в растворах солей, образующих при взаимодействии между собой нерастворимые химические соединения. Обработка в каждом растворе продолжается 5—10 мин без подогрева. Например, для получения синего цвета пользуются раствором железистосинеродистого калия (10—15 г л) и хлорного железа (10—100 г/л). Получается берлинская лазурь. [c.23] Изделия, окрашенные неорганическими красителями, промывают в холодной и горячей воде, сушат при 90—100 °С, иногда покрывают бесцветным лаком или протирают парафином. [c.23] Для окрашивания органическими красителями предварительно готовят их растворы. Например, для окрашивания под золото применяют раствор, содержащий 1,0 г/л оранжевого красителя, 0,1 г/л желтого и 0,1 г/л кислотного черного или раствор, который содержит 1,6 г/л оранжевого красителя и 0,4 г/л желтого красителя. Первый раствор применяют при 20 °С, второй при 60—65 °С. [c.23] Неорганические соединения дают более светостойкую окраску, чем органические, но органическими красителями можно получить большее количество цветов и оттенков. [c.23] Вернуться к основной статье