ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Ввод трехмерных координат из "AutoCAD 2002 Библия пользователя " Все способы ввода двухмерных координат имеют аналоги, работающие с трехмерными координатами. Если раньше отрезок задавался путем ввода пар координат начальной (3,4) и конечной (5,7) точек, то теперь можно задать трехмерный отрезок, определив тройку координат его начальной точки (3,4,2) и конечной (5,7,6). Абсолютные координаты в трехмерных чертежах такие же, только добавляется координата Z. Подобным образом определяются и относительные координаты. В работе с трехмерными чертежами можно использовать два новых типа координат— цилиндрические и сферические— они являются трехмерными аналогами полярных координат. На рис. 21.3 показаны три оси— X, Y и Z, стрелками указано положительное направление осей. Обратите внимание, что пиктограмма ПСК находится в точке отсчета координат. [c.655] Умение работать с ПСК особенно необходимо при построении трехмерных моделей. [c.655] Команда LINE (ОТРЕЗОК)—-исключение. Это истинно трехмерная команда, поэтому указываются все три координаты — X, Y и Z — для каждой узловой точки последовательности отрезков. [c.656] Если вы подзабыли назначение и методы работы с пользовательской системой координат (ПСК), вернитесь к главе 8. Управление видами и компоновка изображения на экране . [c.656] При работе с трехмерными чертежами абсолютные координаты используются реже, чем в двухмерных. Однако умение пользоваться абсолютными координатами очень важно, поскольку дает возможность почувствовать прямоугольную систему координат, которая используется в Auto AD для однозначного задания точек чертежа. На рис. 21.4 показаны каркасные модели квадрата и треугольника, заданные абсолютными координатами, вид в плане и юго-восточный вид (сверху, справа, спереди). Квадрат начерчен как двухмерный, т.е. координата Z для всех точек равна 0. Это сделано специально, чтобы квадрат мог служить отправной точкой для показа трехмерного треугольника. [c.656] Относительными координатами можно пользоваться, как и раньше. Например, чтобы начертить отрезок, показанный на рис. 21.4, от точки с координатами (3,2,1) до точки с координатами (6,4,3), М05КН0 начать с ввода абсолютных координат 3,2,1, а затем ввести 3,2,2, поскольку это разность между (6,4,3) и (3,2,1). [c.657] Цилиндрические координаты имеют формат расстояние угол, расстояние (для абсолютных координат) или 0расстояние угол, расстояние (для относительных координат). [c.657] Катеты треугольника имеют длину 5 единиц и 3 единицы. Чтобы вычислить длину гипотенузы, воспользуемся теоремой Пифагора, которая утверждает, что а + = с , где а и Ь — катеты треугольника, ас — гипотенуза. Следовательно, длина гипотенузы — квадратный корень из 25 + 9 = 34, что равно 5.8310. Кстати, можно воспользоваться и командами DIST (ДИСТ) или LIST (СПИСОК), чтобы проверить это. [c.657] Нужно изменить угол зрения на чертеж (этому полностью посвящена следующая глава). Когда видны все элементы чертежа, объекты легко выбрать. [c.658] При работе с трехмерными чертежами неплохо иметь несколько видовых экранов, в которых модель будет видна с разных сторон. О видовых экранах подробно рассказывается в главе 8, Управление видами и компоновка изображения на экране . [c.658] В следующем упражнении построим простую каркасную модель корпуса некоего музыкального инструмента (читатели с фантазией могут считать его клавикордами), что даст возможность попрактиковаться в использовании трехмерных координат как для построения, так и для модифицирования модели. Кроме того, чертеж будет рассмотрен под двумя различными углами зрения. [c.658] Как уже упоминалось, при работе с трехмерными чертежами иногда трудно сказать, какая же точка была выбрана на самом деле. На плоском экране можно быть уверенным только в двух координатах. Третье измерение, как говорят, уходит за экран это может быть и X, и Y, и Z — в зависимости от угла зрения. Чтобы гарантированно выбрать нужную точку на трехмерном чертеже, в Auto AD используются координатные фильтры, объектные привязки и ручки. [c.661] Для редактирования трехмерных объектов также используются ручки. Однако важно правильно выбрать точку зрения — это значительно упростит редактирование. Кроме того, ручки нельзя использовать для вытягивания тел, хотя в остальном нет никакой разницы между редактированием двухмерных и трехмерных объектов с помощью ручек. [c.662] Впрочем, это отнюдь не означает, что нельзя использовать круг при построении трехмерной модели. Всегда можно создать круг в какой-либо плоскости XY, а затем использовать его как основание, например, для цилиндра. Суть в том, что команда IR LE (КРУГ) применяется исключительно при построении двухмерных чертежей. [c.664] Если требуется создать изогнутые поверхности в трехмерном пространстве, Совет можно воспользоваться двухмерными полилиниями с заданной шириной, а затем добавить высоту. Об этом речь пойдет в следующем разделе. [c.664] Каркасные модели имеют ряд Офаннчений. Как видно из рис. 21.10, через сиденье стула, вычерченного в предыдущем упражнении, просматривается задняя ножка. К тому же, детальная прорисовка реального стула посредством отдельных линий или трехмерных полилиний была бы чрезвычайно утомительной. К тому же каркасные модели не имеют свойств, присущих поверхностным или твердотельным моделям. Их невозможно включить в тонируемое изображение или использовать для вычисления таких характеристик, как площадь, масса и т.п. [c.664] Вернуться к основной статье