ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Команды конструирования объектов из "Автоматизация инженерно-графических работ " Эти команды хотя и находятся на инструментальной панели геометрии, однако к геометрическим примитивам не относятся. Их назначение — вносить изменения в уже созданные элементы чертежа. [c.190] Для построения фаски (сопряжения двух пересекающихся прямых отрез-ком третьей прямой) служит команда Фаска, а для ее вызова — одиоимен- ная кнопка на инструментальной панели геометрии. [c.190] Существуют два варианта задания фаски в первом случае — по длине одной стороны фаски и углу, во втором случае — по длинам фаски на первом и втором элементах. Для выбора способа задания фаски служит левый переключатель в строке параметров объекта. В соответствии с его положением изменяются и названия полей в строке параметров объекта. На рис. 3.45 показана строка параметров объекта при задании фаски по длине фаски на первом указанном элементе и углу между первым элементом и самой фаской. [c.190] В строке параметров объекта отображаются также две кнопки-переключателя, с помоп[ью которых можно управлять видом фаски после построения. Эти кнопки определяют, нужно или нет выполнять стирание (усечение) остающихся после построения фаски частей первого и второго элементов. На рис. 3.45 переключатели установлены на стирание (усечение) остающихся частей первого и второго элементов, а на рис. 3.46 — в положение, когда первый и второй элементы после построения фаски не изменяются. [c.190] В строке параметров объекта кроме известных уже полей для задания параметров фаски появится кнопка-переключатель, изменяющая режим построения. В одном ее положении фаска строится на одном указанном угле, а в другом — на всех углах контура одновременно. [c.191] Для сопряжения двух пересекающихся геометрических примитивов дугой окружности служит команда Скругление, а для ее вызова — одноименная кнопка на инструментальной панели геометрий. [c.191] Нажав кнопку, введите значение радиуса скруглепия в соответствующее поле в строке параметров объекта и укажите курсором два элемента, между которыми нужно построить скругление. Так же, как и при построении фаски, в строке параметров объекта располагаются кнопки-переключатели, с помощью которых можно управлять видом скругления после построения (усекать или нет остающиеся части первого и второго элементов). [c.191] Для построения скругления дугами окружности на углах объектов типа контур, ломаная или многоугольник служит команда Скругление на углах объекта. Работа с ней полностью аналогична работе с уже известной командой Фаска на углах объекта. [c.191] Иногда появляется необходимость построить новый объект с некоторыми параметрами уже существующего объекта. В отличие от предыдущих команд конструирования объектов, геометрический калькулятор является не командой, а встроенной утилитой, которая эффективно расщиряет возможности всей системы. Рассмотрим одну из возможностей калькулятора на примере вычерчивания экви-дистанты с центральным углом, равным тому же углу уже построенной дуги. Для того чтобы построить эквидистанту, следует вызвать команду построения дуги, например, по центру и двум точкам. Вызвать правой кнопкой контекстное меню Привязка Центр, указать на дугу-прототип и провести окружность необходимого радиуса, Б строке параметров объекта щелкните правой кнопкой мыши в поле Начальный угол дуги и в появившемся контекстном меню выберите команду Наклон нормали. После этого наведите прицел мыши на начальную точку дуги-прототипа (дуга изменит цвет) и щелкните левой кнопкой мыши. То же самое надо проделать с конечной точкой дуги. Эквидистанта будет построена. [c.191] Смысл каждой команды геометрического калькулятора детально раскрыт в справочной системе По ключевым словам Геометрический калькулятор Вывести, Дальнейший выбор производится, исходя из конкретных соображений. [c.191] Наиболее утомительная и монотонная процедура при работе на кульмане — штриховка. При работе с КОМПАС-ГРАФИК нужно только указать границу и параметры штриховки, и система заштрихует указанную область. Границу штриховки система определяет автоматически по указанной точке внутри штрихуемой области. Такой режим является режимом по умолчанию, однако можно задавать границу штриховки и вручную, Автоматический способ задания границ применяется, когда уже сушествует замкнутая граница из созданных ранее элементов, ограничивающая штрихуемую область. [c.192] После вызова команды штриховки в строке параметров объекта (рис. 3.47) следует задать шаг штриховки в поле Шаг штриховки (поле st) и ее угол наклона в поле Угол наклона штриховки (поле ап). [c.192] В поле рО задаются координаты точки, через которую проходит одна из линий штриховки (по умолчанию (0.0 0.0)). Если ввести в это поле другое значение, то произойдет некоторый сдвиг штриховки. Рис. 3.48 отображает, как изменяется вид штриховки при изменении только одного параметра в поле рО (слева на рисунке штриховка по умолчанию). [c.192] Кнопка Выбор цвета вызывает одноименное диалоговое окно, в котором можно сменить цвет штриховки (или заливки), а после щелчка на поле Текущий стиль появляется соответствующее диалоговое окно, в котором можно выбрать нужный стиль штриховки вплоть до сплошной заливки всей области. [c.192] В том случае, если предложенная системой граница штриховки не удовлетворяет требованиям, ее можно задать вручную с помощью кнопок на панели специального управления. [c.193] Для перехода на ручное указание контура следует нажать на кнопку Ручное рисование границ. Нажав эту кнопку, последовательно вводите точки контура (должны быть включены Глобальные привязки, как правило, это Точка пересечения и Точка на кривой), который ограничивает будущую область штриховки. При этом замыкание области осуществляется автоматически. После того как граница нарисована, нажмите кнопку Создать объект на панели специального управления. Убедитесь в правильности других параметров штриховки, если необходимо, отредактируйте их. Зафиксируйте свой выбор повторным нажатием кнопки Создать объект. [c.193] Выполнить построения в соответствии с рис. 3.49. [c.193] Область штриховки должна быть замкнутой, поэтому линии, образуюш,ие контур, должны заведомо пересекаться. Для достижения этого рекомендуется линии пересечения продлевать за контур детали или использовать команду Выровнять по границе. Проверку подозрительных узлов следует осуществлять командой Увеличить масштаб рамкой. [c.195] Вернуться к основной статье