ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Механика на средневековом Востоке из "Механика от античности до наших дней " В руках церкви было сосредоточено и образование. Традиционным и незыблемым было деление науки на семь свободных искусств. Первый цикл охватывал тривиум грамматику — мать и основу семи искусств, риторику — искусство красноречия и диалектику — элементарную логику. Второй цикл, или квадривиум, составляли арифметика, геометрия, в которую входила своеобразная смесь примитивной геометрии с фантастическими рассказами о чудесах, астрономия — главным образом вопросы календаря и гадание по звездам, и музыка — учение о гармонии. [c.41] Под механикой понимали, собственно, ряд областей строительства и техники. Длительное время механическое искусство ставили ниже свободных искусств как род деятельности людей невысокого общественного положения, занимающихся ручным трудом. [c.42] Тем не менее носители господствовавшей в Византии идеологии — служители церкви — относились к познанию законов природы с тем же безразличием, как и их коллеги в Западной Европе. Иоанн Дамаскип (VIII в.) писал, что решение различных проблем мироздания не столь уж существенно важно признавать, что все сущее определяется деятельностью творца. Исторические условия, сложившиеся в Византии, также не способствовали дальнейшему развитию античного научного наследия. [c.42] В VI в. после закрытия языческих школ многие греческие ученые эмигрировали в Иран та же участь несколько раньше постигла сирийских несториан. Это содействовало распространению накопленных в античную эпоху знаний на Ближнем Востоке. [c.42] Однако в дальнейшем одновременно с распространением арабского языка и ислама на территории арабского халифата начала складываться научная традиция, основанная как на античном наследии, проникшем на Ближний и Средний Восток в связи с эмиграцией греческих ученых, так и на научных достижениях покоренных народов. Хотя огромный халифат вскоре распался на ряд отдельных гО сударств, в них сохранился арабский язык, ставший языком науки, которую принято называть арабской. [c.43] Б науке стран ислама на первый план вышла вычислительного характера математика и в таких областях, как связанная с коммерцией арифметика, алгебра, приближенные вычисления, учение о числе, тригонометрия, был значительно превышен уровень, достигнутый в свое время александрийскими учеными. Значительное развитие на Востоке получили астрономия, оптика и химия. [c.43] Развитие Л1еханики в странах ислама, как и развитие математики, началось с перевода и комментирования сочинений античных авторов Аристотеля, Герона и в дальнейшем шло по тем же основным направлениям, как и в античной механике. Это обусловлено не только силой традиции, в некоторых культурных зонах Востока почти непрерывной, но и примерно одинаковым характером и уровнем развития техники. Целый цикл работ, посвященных общим понятиям механики (главным образом сущности движения), ведет начало от перевода и комментирования Аристотеля. Эти вопросы затрагиваются в той или иной степени и в трактатах, посвященных частным вопросам механики. [c.44] Выше упоминалось, что только в арабских переводах до нас дошли некоторые трактаты Архимеда и Механика Герона. Только в арабском пв--регоде известна и Пневматика византийца Филону. [c.44] Влияние теории движущей силы можно проследить по многочисленным сочинениям ученых стран ислама, посвященным различным разделам механики. Она оказала значительное влияние на формирование соответствующих понятий механики на средневековом Востоке. [c.45] Ал-Бируни подвергал сомнению и тезис Аристотеля о том, что тело, которому свойственно круговое движение, не может обладать ни тяжестью, ни легкостью, и всю его космологическую систему. [c.45] которые получили развитие в связи с практикой взвешивания металлов и минералов, игравшей существенную роль в международной торговле. [c.49] Вернуться к основной статье