ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Экран для графики из "САПР, или как ЭВМ помогает конструктору " Что же такое графический дисплей Графический дисплей — это устройство, позволяющее работать не только с текстовой, но и графической информацией. Обычно в состав его, кроме электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) и пульта с символьной и функциональной клавиатурой, входят генератор знаков, генератор векторов, буферная память, световое перо (для дисплеев с регенерацией изображения), устройство управления. Наиболее совершенные графические дисплеи при работе с графическими изображениями в автономном режиме используют микропроцессорные средства поддержки. [c.125] Все рабочее поле графического дисплея состоит из адресуемых точек, количество которых зависит от типа дисплея и чаще всего составляет 512—1024 на каждой стороне поля. При вычерчивании отрезка линии начало и конец его лежат в соответствующих адресуемых точках. На вычерчивание каждого отрезка (вектора), независимо от его длины, отводится одинаковое время, которое определяется генератором импульсов и составляет примерно 2 МКС. Так как в процессе ввода информации длины отрезков неодинаковы, для обеспечения одинаковой яркости всех линий проводится автоматическая регулировка интенсивности электронного луча. Вывод отрезков изображения в процессе регенерации (получения изображения) происходит последовательно. Это и используется в работе светового пера (рис. 27), которое может работать в трех режимах указания элемента изображения, указания координат, трассировки. [c.125] Во втором режиме конструктор, пользуясь световым пером, перемещает маркер, который появляется тогда, когда включается графический дисплеи. Для этого перо подводится к маркеру, а затем перемещается по экрану вместе с движением руки конструктора в нужное место. Если при этом нажимать на кнопку контакта, то координаты центра маркера запоминаются системой. [c.126] В третьем режиме конструктор поступает аналогично тому, как задаются координаты элемента, однако во время движения маркера за ним остается видимый след. Режим трассировки позволяет рисовать на экране графического дисплея несложные конструкции. [c.126] Так как эти две системы ввода графической информации имеют много общего, остановимся более подробно па устройстве ПКГИО. [c.127] Наряду с магнитным карандашом для более точного указания точек используется оптическое регистрирующее устройство, имеющее в своем составе линзу диаметром 10 мм с нанесенными на нее тонкими линиями перекрестка для точного указания точки. Вокруг линзы расположены витки обмотки считывания, выполняющие те же функции, что и у магнитного карандаша. Достигаемая при этом точность считывания информации имеет порядок 0,1 мм. При кодировании опорных точек изображения происходит поочередное возбуждение импульсами тока частотой 1 МГц координатных шин рабочего поля планшета. Определение местоположения магнитного карандаша происходит постоянно, пока он находится над поверхностью планшета в зоне чувствительности аппаратуры. Таким образом, пока конструктор держит магнитный карандаш над планшетом, на клеммах постоянно возникают импульсы, обрабатываемые системой, и только в момент указания точки изображения (контакта с планшетом) замыкаются контакты, появляется сигнал на клеммах и уже вычисленные координаты точки запоминаются в буферной памяти ПКГИО и высвечиваются на индикаторах координат. [c.129] Работа с планшетом символов также происходит с помощью магнитного карандаша. Под символами находятся рамки, которые также поочередно опрашиваются импульсами тока, и во время указания магнитным карандашом на какой-либо символ в обмотке считывания появляются импульсы, по времени возникновения которых символ однозначно и определяется. [c.129] В табл. 6 приведены сравнительные характеристики векторных дисплеев с регенерацией изображения для ЕС ЭВМ и АРМ-М. [c.130] К достоинствам векторных дисплеев можно отнести то, что обновление изображения в них происходит с периодичностью 1/40 с, независимо от сложности чертежа, в противном случае изображение начинает мерцать. Такая высокая скорость обновления изображения позволяет организовать высокий уровень интерактивности графической системы. Существенным недостатком этого класса дисплеев является сравнительно невысокая информативность, так как время, затрачиваемое на один цикл регенерации, зависит от организации буферного запоминающего устройства для хранения команд, относящихся к данному чертежу числа записанных в запоминающее устройство команд быстродействия генераторов векторов и знаков. [c.130] В запоминающей ЭЛТ (рис. 30) записывающий луч 8, испускаемый катодом в, проходя через фокусирующую II отклоняющую систему 7, попадает на очень мелкую, предварительно положительно заряженную проволочную сетку 2, покрытую диэлектриком и помещенную непосредственно за экраном /. Этот электронный луч формирует на сетке изображение в виде отрицательно заряженного следа. [c.131] К основным недостаткам растровых дисплеев следует отнести относительно плохое качество линий и символов невысокую разрешающую способность небольшую точность трудность формирования линий различных толщин и типов невозможность организации достаточно высокого уровня интерактивности при вводе графической информации наличие непроизводительных затрат ресурсов ЭВМ для подготовки и хранения входной информации. [c.132] Так как большинство существующих систем обработки графической информации работает с векторным представлением информации, в настоящее время нецелесообразно отказываться от векторной обработки данных. Проводятся интенсивные исследования по разработке систем, в которых сочетались бы указанные преимущества обоих методов обработки данных. [c.132] Вернуться к основной статье