ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Образное мышление в технике из "Архитектура машины " ОТ открытой формы в соответствии с образным строем мышления эпохи станок покрывался вязью украшений, и любая крупная модернизация должна была учитывать это явление—формы новых пристраиваемых узлов и механизмов подвергались стилизации. [c.20] В металлорежущих станках конца XIX — начала XX вв. отдельные участки кинематической цепи в целях защиты механизмов и отчасти безопасности рабочих стали закрываться кожухами. Переход от индивидуального (чаще всего ручного) привода к единому цеховому приводу привел к тому, что человек оказался по сути дела внутри одного огромного кинематического механизма — вокруг него в сотнях направлений со шкива на шкив неслись масляннсточкожаные ремни приводов. Повышенная точность иополнения механизмов станка (и как следствие — требования лучшей защиты их), (возросшие требования безопасности обслуживающего персонала и, наконец, массовое внедрение индивидуального электропривода в 20—30-х годах этого столетия привели к тому, что формы станков и технологического оборудования стали приобретать все большую монолитность, четко очерчиваемую большими плоскостями кожухов. Борьбы обтекаемых и угловатых форм на практике не существовало и не существует, это всего лишь две близкие разновидности одной формы. [c.20] Мы сейчас живем в гвды закрытых форм й в художественном конструировании, как правило, мыслим категориями закрытых форм. В направлении отработки закрытых форм работает большая часть инженерной психологии, на принцип закрытых форм рассчитаны сегодня (ВС методы пропорционирования и гармонизации, все приемы выявления тектоники и масштаба в технике и, по сути дела, вся теория композиции в художественном конструировании промышленных изделий. Но вряд ли такое положение долго сохранится. [c.21] Роль художника-конструктора в этих условиях не понизится, а напротив — повысится. Исчезнут примитивные угловатые или обтекаемые закрытые формы, но останется системность проектного пространства, гармонизация и пропорционирование которого будет достигаться не проработкой фиксированных в материале отрезков площадей и объемов, а проработкой систем межцентровых связей устройств, информационных узлов комплексного кон- структорского, предельно открытого пространства. [c.21] Антипин М. Б. Интегральная оценка зрительным анализатором качества телевизионного изображения. М., Наука , 1970. [c.21] Глезер В. Д. Механизмы опознания зрительных образов. М.—Л., Наука , 1966. [c.22] Кантор К- Красота и польза. М., Искусство , 1967. [c.22] Маца И. Л. Проблемы художественной культуры XX века. М., Искусство . 1969. [c.22] Михайлов А. И., Ч е р н ы й А. И., Г и л я р е в-с к и й Р. С. Основы информатики. М., Наука , 1968. [c.22] Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. М., Изд-во МГУ, 1972. [c.22] Повилейко Р. П. Художник в мире техники (Образ машины).— Техника и наука , 1973, 7. [c.22] Повилейко Р. П., Левицкий Л. В. Человек. Машина. Красота. (Техническая эстетика, проблемы и практика). Новосибирск, Зап.-Сиб. книжное изд-во, 1969. [c.22] Соколов С. И. Психологические аспекты восприятия города. В сб. Художественное восприятие . Л., Н ка . 1971. [c.22] Вернуться к основной статье