ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Пространственно-графическое моделирование в свете i проблемного обучения и теории поэтапного формирования умственных действий из "Пространственно-графическое моделирование и развитие творческих способностей студентов " В современной педагогике имеются два направления, представляющие интерес для целей дидактической разработки процесса графического моделирования. Это психологопедагогическая разработка проблемного обучения [29, 36] и теория поэтапного формирования умственных действий [12, 53]. [c.68] Теория проблемного обучения свои основные концепции связывает с развитием творчества и поэтому представляет несомненный интерес. Проблемное обучение позволяет моделировать в учебном процессе элементы поисковой деятельности и способствует лучшему усвоению знаний за счет его самостоятельного открытия в учебном процессе. [c.68] Учить творчеству посредством решения творческих задач — самый простой и, несомненно, самый эффективный путь достижения профессиональной активности будущего специалиста. Системное проектирование в условиях все возрастающей автоматизации требует от вуза управляемого наступления на тот уровень творчества, который связан с качественными изменениями в технической сфере. [c.68] Достоинство проблемного метода заключается в целостности процесса решения задачи, во включении в нее всех психологических элементов реального технического поиска. В процессе решения проблемных задач вырабатывается положительная установка на поисковую деятельность и формируются необходимые механизмы ее психологической регуляции. [c.68] Проблемный метод в вузе важен прежде всего как некоторая теоретическая основа постановки поисковых задач и структуры психической регуляции действий при их решении. [c.68] Практика подтверждает эффективность проблемного метода, позволяющего увеличивать глубину усвоения студентами наиболее важных разделов теоретических курсов на лекциях. Прямое же его применение для тренировки творческих способностей имеет некоторые сложности, которые рассматриваются 1 же. [c.68] Творческие моменты нового подхода к технической проблеме носят целостный характер, отражение же его в учебном процессе будет фрагме]нтарным. Основное внимание студентов направлено не на саму проблему, а на различные научные исследования, возникающие в результате поиска. Это связано с большим масштабом разрабатываемой системы, ее диффузностью и наличием критериев качественного характера. [c.69] Таким образом, чтобы готовить студента к современному проектированию, перед ним надо ставить большое количество целостных проблем, максимально приближенных к системному анализу проектной ситуации и к соответствующим методам технического синтеза но практика реального проектирования по сложности своих задач все более отдаляется от возможностей учебного проекта, уводит методистов от целостной интерпретации характерных для сегодняшнего дня системных задач технического творчества. [c.69] Если строить учебный процесс согласно традиционной концепции, то решение проблемы можно найти в следующем компромиссе с одной стороны, подбор задач технического творчества можно ограничить достаточно простыми, с другой — требованию целостности можно не придавать такого значения и сгладить его, оставив обсуждению этого вопроса определенное место в одном из имеющихся курсов. В результате такая учебная интерпретация материала, основная дидактическая цель изучения которого должна заключаться в формировании системного поискового мышления, закрепит у студентов поэлементное, механистическое, мышление. [c.69] С позиций системного подхода решение проблемы должно осуществляться не с помощью достижения равновесия между альтернативными требованиями, а путем снятия противоречия. Конкретные решения данной проблемы в общетехническом плане должны быть разработаны методистами — проектировщиками учебного процесса. Для более узкого класса задач, связанных с подсистемой графических методов отображения поисковой информации в САПР, предлагается один из вариантов такого снятия проблемы. [c.69] Дизайнерские проблемные ситуации отличаются от тех-иических тем, что системность присутствует в них на любом уровне сложности и простота задачи не связывается с потерей целостности. Кроме того, для расширения поля учебных представлений учащихся задачи дизайна представляют благодатный материал потому, что основной метод разрешения проблем — художественно-конструкторский. Графическое моделирование включается в него на всех этапах поисковой деятельности. В условиях автоматизации проектирования и использования ЭВМ в учебном процессе методы дизайна могут найти широкое применение для расширения кибернетических возможностей языка инженерной графики. [c.70] Только проведя такой анализ, профессиональный дизайнер выдвигает различные конструктивные идеи. [c.70] В связи с вышесказанным целесообразно рассмотреть теорию поэтапного формирования умственных действий. Сначала она была выдвинута П. Я. Гальпериным применительно к формированию мышления детей в раннем возрасте [12]. Известно, что обучение детей более успешно осуществляется на конкретном материале с помощью так называемых материальных опор действий. В процессе обучения благодаря соответствующей форме его организационной структуры с конкретных действий снимается их мыслительное абстрактное содержание. В дальнейшем исследования Н. Ф. Талызиной [52, 53] показали, что у взрослых формирование 1Н0ВЫХ мыслительных процедур (действий) протекает значительно более успешно, когда они проходят аналогичный практически-действенный этап, предлагаемый им в виде схем, плакатов, набросков. [c.71] Эффективность теории достаточно полно проверена на практике. Для нашего исследования представляет интерес следующая сторона, определяющая связь ее с идеей графического формообразования. [c.71] Предварительные информационно-графические модели имеют своей целью не само запоминание, а вхождение в образ проблемной ситуации, понимание ее структуры не с одной, а со всех точек зрения. Художник в отличие от ученого должен не рассчитать конечный результат, а увидеть его. Но видение возможно только при глубоком внутреннем осознании единства проблемы во всем ее много-образнн. Если рассмотреть психологическую схему взаимодействия информации, располагаемой в кратковременно.м и долговременном хранилище человеческой памяти (КВХ и ДВХ , то открывается еще одна сторона роли графической модели в развитии мышления. Согласно [6] большинство характеристик мышления определяется возможностью обработу ки внешнего материала (кодирования) и эффективностью процессов взаимодействия каналов связи между этими двумя хранилищами информации в памяти. [c.73] Мышление человека представляет собой реализацию навыков целесообразной обработки информации, размещенной в кратковременной и долговременной памяти. Сюда обычно относят операции поиска и принятия решения, устойчивые алгоритмические процедуры, контролируемые сознанием, операции управления информационными потоками. Большая часть перечисленных операций предполагает разнообразные преобразования информации, постоянный перенос ее из од--ного хранилища в другое. В конечном счете новая информаг ция должна приобрести форму, соответствующую образной-структуре памяти индивидуума, а также интегрированную с ее основными структурными компонентами [6, 35, 48]. [c.73] В современном системном проектировании разработано много методов получения алгоритма решения многомерных задач, в которых используются графические модели. Их содержание представляет информацию об определенных функциях компонентов, об их совместимости (метод морфологических карт, матриц, сетей взаимодействия). Благодаря анализу различных запретов и ограничений, графические модели позволяют сузить поле поиска решения задачи до обозримого предела. [c.75] В процессе построения концептуальной графической модели проектной проблемы осуществляются циклически два типа операций и соответствующих мыслительных процедур конвергенции и дивергенции. В результате дивергенции поисковая задача как бы раздвигается в своих границах, при таком режиме поиска привлекается информация со стороны, подробно анализируются внешние связи, отыскиваются системы со сколько-нибудь полезными характеристиками. Как правило, дивергенция — это основной процесс, связанный с анализом исходной проектной ситуации. Конвергенция (объединение информации в целостные структуры) предупреждает проектировщика от увлечения детализацией, не позволяет уйти от намеченной цели исследования. Главную роль для дизайнера в этом процессе играет метод графического моделирования. Модель в процессе поиска влияет и на дивергенцию, так как последняя осуществляется не простым изменением списка данных задачи, а трансформацией концептуальной модели, добавлением или изъятием определенных целостных блоков информации. [c.75] Вернуться к основной статье