ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Выразительность пространственной структуры формы на графической модели из "Пространственно-графическое моделирование и развитие творческих способностей студентов " Пространственное расположение плоскостей и поверхностей определяет на изображении визуальную структуру графической модели. Адекватность восприятия объекта графического моделирования по изображению выдвигает на первый план его целостно-визуальные характеристики, задаваемые геометрическими свойствами внешних поверхностей формы и подразумеваемыми условиями моделируемой световой пространственной среды. Учет дифференциации оптических свойств поверхностей позволяет осуществить на графической модели акцентирование отдельных частей формы, показать тождество или различие локальных областей, связанных одним характером пространственной ориентации. Варьирование визуальных характеристик поверхностей позволяет достигать необходимой выразительности изображения, выявления как объемных, так и пространственных отношений основных частей формы. [c.53] Целостные характеристики такой визуально-пространственной структуры и являются предметом нашего рассмотрения. Хотя в дизайнерском или техническом рисовании тон не имеет такого значения, как в изобразительном искусстве, намеченный анализ представляется полезным, так как позволяет из имеющегося в арсенале искусства запаса средств выразительности выделить те, которые оптимально соответствуют цели пространственно-графического моделирования. [c.54] Для студентов большие трудности представляет мысленная систематизация поверхностей при чисто линейном характере изображения. Сохранение построенческих линий, соответствующих промежуточным этапам формообразования, приводит к тому, что неразвитое восприятие не может схватить целостные закономерности моделируемой пространственной сцены. На этапе овладения методикой пространственнографического моделирования студентам необходимо доступное средство систематизации визуально-пространственной структуры. И если вначале студенты несколько злоупотребляют тональными средствами, то по мере совершенствования навыков моделирования визуально-пространственная структура изображения эффективно отображается лишь характеристиками формообразующих линий. [c.54] Рассматривая семантику пространственно-графической модели, можно выделить те конструктивные отношения, которые актуализируются формальными процедурами тональных преобразований. Если на уровне линейной структуры изображения мы достигали выявления геометрических и формообразующих факторов, то на рассматриваемом уровне на первый 1лан выступают пространственные отношения между элементами формы. [c.54] Тональные преобразования подразделяются на два основных алгоритма, в семантическом плане выражающих отношения объемности основных частей конструкции и отношения их глубинности по вырожденному направлению параллельной проекции. [c.54] В архитектуре, дизайне, технике разработаны различные способы условной передачи светотени, учитывающие особенности психологии зрительного восприятия реального пред-, мета и его изображения на листе бумаги. Разберем несколько возможных и применяемых в различных областях деятельности моделей передачи светотеневого характера пространственной сцены. Затем проанализируем возможные способы формализации действий с позиции поставленной цели и требуемой для ее достижения трудоемкости. [c.55] На рис. 1.5.1 представлен пример, требующий для светотеневой характеристики пространственной сцены построения трех областей области, непосредственно освещенной источником света, области отброшенной тени и области собственной тени (обращенной в сторону источника света). [c.55] В общем случае такая графическая модель содержит три различных тона свет, тень собственную и тень падающую. В частных случаях возможны объединения тонов любых двух областей. Для построения падающих теней требуется использование аппарата параллельного проецирования. Наглядность получаемого изображения зависит от характера пространственной сцены и от выбора направления проецирования (светового луча). В некоторых случаях конфигурация падающей тени привносит дополнительную геометрическую характеристику формы, ее пространственного расположения, тем самым в значительной мере повышая выразительность изображения. Но, с другой стороны, в световую зону и в зону собственной тени попадают грани, различным образом ориентированные в пространстве. Тональное же их решение в этой графической модели одинаково. [c.55] В случае криволинейной поверхности алгоритм анализа областей различного тона приводит к сложным геометрическим процедурам. Только при точном построении граничной линии тени пластический характер поверхности воспринимается на изображении достаточно полно, несмотря на од-ноплановость тонального решения освещенных частей формы. [c.55] Достоинство светотеневой моделировки формы (см. рис. 1.5.1) определило ее применение прежде всего в архитектуре. Имеются машинные алгоритмы интерпретации пространственных сцен по такой схеме с реализацией на дисплейном терминале [1, 48]. [c.55] Срав1не ние выразительности получаемого решения для объемной и пространственной композиции позволяет сделать вывод о предпочтительности данного структурного алгоритма для отображения пространственной сцены (рис. 1.5.2). Особенно удобно его использование для ортогональных проекций технических объектов, которые получают от построения теней как бы дополнительную пространственную характеристику (рис. 1.5.3). [c.57] Поскольку основными объектами инженерной графики являются объемные тела, то для их светотеневой характеристики можно использовать довольно простую модель, не требуюш,ую построения падающих теней. В этом случае необходимо показать на изображении тональные различия трех областей света, тени, полутени. [c.57] В первую область включается система параллельных плоскостей, находящихся в наилучших условиях освещения. Вторую область составляют плоскости, орие нтация которых относительно источника света наихудшая. И наконец, в третью попадают все параллельные плоскости оставшегося ортогонального направления. Тональная сила воздействия этих граней на восприятие имеет промежуточное значение. [c.57] Для пространственного эскиза данный метод является наиболее простым. Для придания объемного характера модели на эскизе необходимо лишь единообразие визуального признака каждой плоскости. Независимо от очертания области, ее величины все теневые грани должны быть тождественными по своему тональному решению. То же самое относится к светлым граням и полутеням изображения. Именно визуальный контраст разных систем и единообразие решения тона плоскостей, принадлежащих к одной системе, приводит к Д0ЛЖ1Н0Й выразительности решения. Пример ошибочного решения, в котором нарушен этот принцип, показан на рис. 1.5.6. [c.58] Наиболее удобно применять данный способ характеристики пространственной ориентации поверхности при изображении объектов, ограниченных плоскостями, ортогонально ориентированными в пространстве. Если встает вопрос о передаче с помощью этого метода тональных характеристик модели с произвольным расположением граней в пространстве,, то задача оказывается неразрешимой. В этом случае необходимо усложнить метод, введя градации полутонов в таком количестве, сколько будет различно ориентированных в пространстве плоскостей. [c.58] Ограниченность алгоритма тонального преобразования еще более выявляется при необходимости изображения объекта сложного пространственного характера, включающего в себя кривые цоверхности. В этом случае их приходится заменять многогранной структурой, число граней которой достаточно вел ико, для лучшей имитации поверхностей. [c.58] Кроме трудностей выразительного плана при ориентации пространственно-графического моделирования на поисковую деятельность, выявляется еще один серьезный недостаток, связанный с ограниченной возможностью использования модели в познавательном процессе. [c.58] Рисуя от руки, сложно обеспечить единообразие тонального решения всех граней, принадлежащих одной сисгеме плоскостей. Для компенсации такого естественного различия при эскизной реализации метода приходится вводить значительные контрасты между тремя основными тонами. Это приводит к повышенной плотности графической структуры и, как правило, к небреж)ному виду рисунка. [c.58] Для пространственного эскиза, выступающего как иллюстрация беглой, только оформляющейся конструктивной мысли, желательна техника, несложная по выполнению и прозрачная по графическому результату. [c.59] Первое требование связано с отмеченным выше принципом единообразия визуальной характеристики системы параллельных плоскостей, одинаково расположенных относительно источника света. В этом отношании данный метод ничем не отличается от предыдущего. Основное отличие данной графической модели заключается в способе тональной характеристики плоскости. Ранее ее идентификация осуществлялась за счет равномерной штриховки, закраски или забрызгивания всей области, ограниченной контуром. В данном случае различные линии контура оказываются неравноценными. Штриховка плоскости начинается в той граничной зоне, которая наиболее выступает к зрителю. В пределах контура тон будет неравномерным, его интенсивность падает с отходом карандаша от выступающей границы контура, Те части плоскости, которые расположены в глубине подразумеваемого пространства, остаются совершенно не-заштрихованными (по крайней мере, на данном этапе идентификации пространственной ориентации плоскостей). [c.59] Вернуться к основной статье