ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Конструктивно-линейная структура пространственно-графической модели из "Пространственно-графическое моделирование и развитие творческих способностей студентов " Дизайн ская графика целиком основывается на данной структуре пространственно-графической модели. Поэтому дизайнерский рисунок, в отличие от художественного, называют конструктивно-линейным. [c.46] В настоящее время в практике дизайнерского формообразования и машинной графики получили широкое распространение три типа изображений контурно-каркасные, конструктивно-линейные и тональные. Конечно, эта классификация условна, и конкретное изображение может быть отнесено к тому или иному типу по доминирующему признаку. [c.47] В контурном каркасном рисунке линейная структура целиком определяется предварительно построенным контуром границы поверхностей формы. Первый вид графической модели выполняется однородной по толщине и характеру линией, показывающей изломы поверхностей и внешние очертания формы (рис. 1.4.1). В терминологии машинной графики такие графические образы называются проволочными (с показом или без показа невидимых линий). Уже при изображении простейших объемов мы можем столкнуться с неоднозначностью восприятия формы (рис. 1.4.2). Для сложных объемно-пространственных структур подобные рисунки становятся совершенно непригодными прежде всего из-за недостатка наглядности. Только при изъятии невидимых линий изображение дает однозначное отображение пространственной сцены, но по-прежнему остается схематичным. [c.47] Контурный рисунок широко используется в интерактивной машинной графике и при создании систем искусственного машинного зрения. Он является для ЭВМ главным средством идентификации и восприятия реального объекта независимо от конкретных условий освещения. На рис. 1.4.3, а, б изображена одна и та же пространственная сцена. Для ее опознания и машинной классификации приходится очистить образ от теней и осуществить переход к контурной точечной интерпретации. [c.47] Внешне изображения на рис. 1.4.3 совершенно различны, ко структура порождающей формы одна и та же. Именно ее прежде всего схватывает наш глаз, благодаря целостности механизмов визуального восприятия. [c.47] Тональный тип визуальной модели более всего удаляется от графической деятельности, основанной на структурном и геометрическом подходе, и приближается к изобразительному искусству с его доминирующей концепцией эмоционально-образного отображения реальной действительности. [c.47] Дизайнеры в своих рисунках (тем более эскизах) предпочитают тон и тени изображать условно, ограничиваясь небольшой степенью отображения этого визуального свойства, чтобы только дать намек на объемные и пространственные характеристики формы. Это позволяет не отходить от линейной структуры изображения и в то же время добиваться многих эффектов светотеневой проработки формы, являюш.ихся несомненным достоинством тональных моделей. [c.49] Но если рисунок художннка-конструктора далек от рисунка академического (живописного), то он еще более далек от механического изображения проволочного типа. Прежде всего, линейная структура дизайнерского рисунка (пространственного эскиза) неоднородна. Основной изобразительный элемент — линия — варьируется в зависимости от целей, изобразительных функций, пространственной ориентации объекта как по толщине, так и по характеру. Всевозможными вариациями линии дизайнер добивается точной передачи конструктивных особенностей формы. Она позволяет эффективно передать глубину и объемность формы (рис. 1.4.4),что приводит к ликвидации основного недостатка каркасно-контурного типа изображения. В пространственно-графической модели появляется возможность изображать невидимые линии контура. Они не только не мешают целостному восприятию формы, но и помогают более точно отобразить важные структурные характеристики, привнося дополнительную информацию о внутреннем строении объекта. [c.49] Линия в пространственном эскизе несет основную изобразительную функцию, является главным средством структурного упорядочения визуального образа, его соответствия пространственному строению формы и целостному характеру восприятия. Знание выразительных возможностей линии является первым требованием обучения практическим навыкам графической деятельности по пространственному эски-зированию. [c.49] По своему функциональному назначению в структуре изображения линии могут быть разделены на следующие типы построенческие, контурно-изобразительные, линии сопряжения различных элементов формы, линии связи формы, линии, отображающие собственно линейный элемент композиции. [c.49] К контурам, изображающим на рисунке внешние границы формы или отдельных ее элементов, относятся линии пересечения поверхностей (граней), силуэтные линии, локально-очерковые линии. Такое подразделение изобразительных линий соответствует специфике основных графических действий. Умение различать эти линии является необходимым условием их правильного выполнения. Основная задача первой группы линий — передача излома плоскости или поверхности. Поэтому по характеру эти линии должны быть четко очерчены с той стороны, с которой условно падает свет. В сторону тени линия несколько размывается и исчезает. [c.50] очерчивающие внешний контур изображения в целом, называются силуэтными. Некоторое выделение этих линий в конце работы значительно повышает целостность впечатления от рисунка. Характер линии должен быть таким, чтобы обрисовывались достаточно четко наружные границы формы. Силуэтное изображение детали показано на рис. 1.4.6. [c.50] Очерковые линии, в отличие от силуэтных, ограничивают внешний контур не целостной фигуры, а только отдельных ее элементов. Эти линии отделяют изображение переднего плана от других частей, уходящих в глубину пространственной сцены. Умение опознавать очерковые линии и выявлять разницу пространственных уровней детали-фона в каждой части композиции является основным средством придания эскиз пространственной активности (рис. 1.4.7). [c.50] Большое сходство с только что рассмотренными имеют линии связи, которые характеризуют целостную объемнопространственную структуру. Такие линии представляют наибольшую сложность в усвоении, так как отражают системные связи элементов формы. Грамотное выявление этих связей определяет целостность построения модели и конеч- ный результат воздействия ее на зрителя (рис. 1.4.9). В простейших вариантах объемной формы в качестве таких линий выступают линии излома, сопряжения поверхностей. В сложных случаях — это линии, интегрально отображающие организацию частей композиции в целое (рис. 1.4.10). На первостепенное выявление этих линий в художественном рисунке обращал внимание великий педагог, учитель известных художников XIX в. П. П. Чистяков [15]. [c.51] В пространственно-графическом моделировании линии, связи являются основным средством выявления композиционных связей формы, придания пространственной сцене целостности и единства. [c.51] Выразительные возможности пространственно-графической модели определяются связью плана содержания и плана выражения. Каждая линия при ее воссоздании на модели вводится в контекст семантической структуры формы. Но этот процесс сопровождает и определенную перестройку синтактической структуры появляются многочисленные связи новой линии с имеющимися на изображении элементами. [c.51] Одним из самых простых принципов связи двух семиотических планов модели является строгий контроль за иерархическим возрастанием активности линий в соответствии с семантикой формообразования. [c.51] Дифференциация активности линейной структуры изображения тесно связана с такой ее характеристикой, как про-странственность. Уже в простом линейном рисунке можно показать глубину и пространство только за счет варьирования силы звучания линий. Психология восприятия объектов окружающего мира такова, что в первую очередь нами схватывается информация обо всех выступающих вперед частях формы. Поэтому в согласии с восприятием окружающей действительности следует подчеркивать активность линий, выступающих на передний план и, наоборот, ослаблять линии заднего плана. Этот эффект внешне напоминает требования воздушной перспективы . [c.52] Качества линейной структуры, связывающие формальные графические элементы с семантическим планом модели, имеют интегральный характер и сопряжены с таким понятием, как ее целостность. Рассмотренный пример привел нас в конечном счете к целостности восприятия линейной структуры в общем контексте содержания изображения. Целостность характеризует восприятие графической модели, а также психологические механизмы мышления, сопровождающие процесс ее создания. [c.52] Информационное моделирование предусматривает установление структурной эквивалентности между реальным объектом и моделью. Прямой перенос этой идеи на учебный процесс приводит к возникновению установки на доминирование в нем деятельности по задаваемому образцу. У студентов появляется интерференция навыков бессмысленного копирования внешних, наиболее бросающихся в глаза признаков объектов. Ни о какой структуре изображения, системных качествах модели не может в этом случае идти речь [24]. [c.52] Вернуться к основной статье