ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Возможности пространственно-графического моделирования в автоматизированных информационно-графических системах из "Пространственно-графическое моделирование и развитие творческих способностей студентов " Предметом обсуждения в последующих разделах работы является учебная деятельность по созданию пространственно-графических моделей, наиболее полно отвечающая концепции построения эффективной информационно-графической системы. Эта деятельность не только включается в машинную разработку графического образа изделия, но и дополняет машинную графику, особенно на этапе создания первоначального решения. В связи с поставленной целью представляет интерес сравнительный анализ существующих систем визуального отображения информации изобразительного искусства, дизайна, инженерной графики и машинной (компьютерной) графики. В табл. 1.2.1 приведено сравнение графических систем по отдельным характеристикам, определяющим целесообразную ориентацию учебного процесса на конкретную профессиональную деятельность. [c.22] В первой строке таблицы отмечается принципиальное отличие изобразительной деятельности от графической, основанной на строгом геометрическом подходе. [c.22] При внешнем сходстве объектов изображения, используемых в начальном курсе изобразительной грамоты и в техническом рисунке, выявляется внутреннее различие методов визуализации пространственных образов. В искусстве метод деятельности может быть охарактеризован как изобразительный. Его основное содержание заключается в эмоцио-нально-чувственном отношении к окружающей действительности. Подход к рисунку, реализуемый в деятельности дизайнера и инженера, базируется на геометрическом анализе необходимых пространственных и метрических зависимостей реальных объектов. [c.24] Техническое рисование — это раздел инженерной графики, и ему присущи все черты графической деятельности черчения. Технический рисунок представляет собой чертеж в аксонометрических (параллельных невырожденных) проекциях. Его псстроение подчиняется строгим правилам начертательной геометрии. Выполнять от руки все требуемые проекцией построения трудно, так как при этом невозможно обеспечить качество вспомогательных геометрических операций. Принятие аппарата параллельного проецирования на первых шагах построения приводит к жёсткой геометрической детерминированности элементов формы, к необходимости решения многочисленных вспомогательных позиционных задач. [c.24] Во второй строке табл. 1.2.1 осуществлено сравнение различных типов графической деятельности по целостности подхода к проблеме формообразования. [c.24] Изобразительный метод предполагает опору не на аппарат проецирования, а на правильное видение натуры . Даже при построении по воображению художник подходит с подобной изобразительной концепцией, задает на основе чувственных представлений все структурные составляющие формы. Только после этого найденное конструктивное решение уточняется геометрически. Такой метод изображения обладает важным преимуществом по сравнению с инструментальным . ерчением. Он соответствует целостному подходу. Изображение с первого момента схватывает самые общие структурные закономерности формы, что является отражением психологической основы видения реальных объектов нашим глазом. Все действия художника, даже геометрический анализ, включаемый в создание изображения, имеют ярко выраженную перцептивную основу. [c.24] Объединение достоинств изобразительного и конструктивного методов имеет место в деятельности дизайнера. Строгость геометрического подхода объединяется в ней с целостностью процесса графического формообразования. Последняя характеристика деятельности появляется в этой профессии как результат направленного поиска геометрического образа изделия. У дизайнера целостный подход возникает естественно при создании новой структуры, не имеющей никаких аналогов, внешних прототипов. Единственной опорой мыслительному образу может служить эскиз, набрасываемый одновременно с обдумыванием задачи. Развитая целостность видения , объединенная с трезвостью конструктивного мышления, наиболее полно характеризует профессиональные черты дизайнера. Эти же качества необходимы сегодня и для системного проектировщика. [c.25] Схема поисковой деятельности дизайнера может быть приблизительно представлена следующим образом анализ исходной проектной ситуации, синтез решения, его оценка. В результате решение принимается или отвергается в целом. Затем элементарный цикл поиска повторяется, при этом предыдущий вариант лишь концептуально связан с последующим. Таким образом, анализ в этой схеме имеет системный характер и выступает не на уровне компонента, а на уровне структуры целого. [c.25] Графическая деятельность инженера определяется сложным переплетением анализа и синтеза. Но доминирует здесь, в отличие от дизайна, анализ, разложение целого на части. Синтез, продуцирование пространственных образов, также является непременным условием профессиональной деятельности конструктора. Но последний включается в структуру анализа только на отдельных его этапах. В отличие от дизайна, синтез у конструктора реализуется на уровне отдельных компонентов задачи, а не на уровне продуцирования целого. [c.25] Представляет интерес сравнение двух видов технической деятельности изобретательской и конструкторской. По свидетельству изобретателей [4], эти два вида деятельности различаются по доминирующему принципу решения профессиональных задач. У изобретателя так же, как и у дизайнера, основу творческого мышления составляет синтез. Анализ выполняет роль важного, но подготовительного этапа. В методе мышления изобретателя можно заметить черты ана-. лиза через синтез, характерного для профессионального дизайнерского творчества. В противоположность этому деятельность конструктора связана с разложением заданного целого на компоненты. Этой деятельности сопутствует и определенный тип мышления с явным доминированием анализа по отношению к синтезу. [c.26] Таким образом, автоматизированное проектирование требует смещения акцентов в образовании инженера. Если вся система подготовки дизайнеров подчинена формированию изобретательского мышления, то подготовка инженера ориентирована в основном на разностороннюю аналитическую подготовку. Система образования инженера входит в противоречие с требованием формирования целостного мышления. Поэтому неудивительна изобретательская бесплодность основной массы выпускников вузов технического профиля [4]. Попытки дать студентам-старшекурсникам на занятиях по пространственно-графическому моделированию задачи с неопределенными и неполными условиями приводят к непониманию их смысла. Требуется специальная подготовка студентов к самой простой проблемно-ориентированной деятельности. [c.26] В отличие от изобразительного искусства, в технических и дизайнерских рисунках так же, как и в машинной графике, безусловно должно выполняться требование геометрической верности изображения. Даже при исполнении рисунка от руки (эскиза) приходится строго контролировать все необходимые геометрические построения. При сравнении графических систем по возможной мере условности (формализации) изображения наблюдается иная ситуация. Здесь дизайнерская графика сближается с изобразительным искусством. Техническое изображение строго формализовано, приемы этой формализации доведены до уровня стандартов. Формализация служит целям эффективного информационного обслуживания большого количества людей, одновременно участвующих в процессе создания технического изделия. [c.27] Машинная графика в этом отношении представляет строго упорядоченную систему с запрограммированными формальными приемами построения. Естественно, что их количество для техники будет ограниченным. Стилевое разнообразие, эстетическое проектирование формы останется всегда за человеком. Эти типы деятельности по своему характеру являются взаимодополняющими [18J. [c.27] Шестая строка табл. 1.2.1 содержит информацию о связи графической деятельности с задачами изобретательского творчества. Непосредственной связи между изобретательством и графической деятельностью не существует. Но последняя может соответствовать характеру изобретательского творчества или ему противоречить. Изобразительная деятельность художника кажется нам далекой от задач технического творчества. Но художника и изобретателя связывает единство доминирующего механизма мышления — развитой фантазии, способности легко продуцировать целостные композиции-конструкции. [c.27] Подход к графической деятельности инженера-конструк-тора внешне должен быть наиболее близким к техническому творчеству изобретателя. При детальном анализе внутренней структуры мышления эти подходы оказываются противоположными друг другу. Подход к проблеме от частного к общему определяет стратегию конструкторского поиска, которая носит компоновочный характер. [c.27] Изобретатель мыслит целостными решениями, он пытается не примирить противоречия, а снять их. Для этого ему приходится расширить поле поиска, выйти за пределы узко поставленного условия задачи и найти в некоторой метасистеме новый вариант решения проблемы, приводящий к необходимым результатам без исходных препятствий. В основе такого подхода лежит не анализ равновесия системы. [c.27] Способность мышления изобретателя продуцировать целостные картины-образы, конструктивные решения проблем в самых различных полях-представлениях — одна из характерных черт психологической организации, сближаюш,ая его с художником. Что касается графической деятельности дизайнера, то она полностью соответствует требованиям изобретательства по структурному подходу и методу продуцирования целостных образов. Задачи дизайна более просты в поисковом плане, кроме того, первое место в нем занимает графический метод формообразования. У инженера поиск осуществляется в самых различных полях мышления, графические методы участвуют в них эпизодически как некоторый вспомогательный элемент. Но не следует забывать того, что графическое образование дизайнера является главным компонентом творческого багажа, получаемого за время обучения в вузе. Изобретатель-инженер чаще всего испытывает трудности как раз в вопросах, касающихся графических методов пространственной комбинаторики. Он способен мыслить только визуальными образами чертежа, который на определенных этапах творческого процесса может оказаться совершенно бесполезным. Мыслительный процесс на абстрактном уровне анализа систем и поиска целостного образа осуществляется зачастую с большими трудностями из-за многомерности структуры проблемной задачи и роста вариантов альтернативных сочетаний решения. [c.28] Подводя итог, отметим наиболее важные утверждения, связанные с изменением характера графической деятельности и требованием повышения творческой активности выпускника вуза. [c.28] Системный подход и автоматизация проектирования требуют расширения традиционных средств графического отображения информации. [c.28] Вернуться к основной статье