ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Исторические предпосылки формирования Евразийского энергетического пространства из "Мировая энергетика и Евразийское энергетическое пространство " Многотысячелетняя история человеческих цивилизаций на Евро-Азиатском континенте изобилует массовыми перемещениями на тысячи километров целых рас и народов, большой подвижностью государственных образований и частой сменой доминирующих стран. В течение всей истории цивилизаций пояс Великих евроазиатских степей, протянувшихся на семь тысяч километров от Монголии на востоке до Карпатских гор на западе регулярно выплескивал волны переселяющихся народов. Они распространялись в широтном направлении (почти всегда с востока на запад) в периоды засушливого климата скифы, болгары, гунны, авары, печенеги, половцы, татаро-монголы. В более же увлажненные периоды они двигались в южном (порой одновременно и в западном) направлении, как это бьшо в ХУ1-Х1У веках до нашей эры с арийскими племенами, затем с турка-ми-сельджуками, теми же татаро-монголами, османами и др. [c.147] Историки пока не объяснили этот феномен азиатских степей, но именно он породил необычный дина1лизм перемешивания рас и этносов, т.е. становления новых народов и трансформации прежних. Вместе с тем, тот же пояс Великих степей периодически становился обручем, связывающим в рамках более или менее прочных государственных образований огромные массы разноплеменных, многоязычных народов с совершенно разными религиями - от Кореи, Китая и Монголии до стран Центральной Европы. [c.147] Только за два последних тысячелетия (на протяжении новой эры) на этой территории трижды возникали мировые империи, по размерам и населению порой не уступавшие Римской империи в период ее расцвета. [c.147] Главное же, даже после распада государства гуннов еще многие века у населения степной и лесостепной зон от Альп до Уральских гор отчетливо присутствовал и порой доминировал образ жизни азиатских кочевых племен с их исключительной мобильностью, очень высокой по тем временам энерговооруженностью тягловым скотом (главным образом, табунами коней) и нацеленностью на грабеж соседних племен и государств. Это не могло не сказаться на судьбе населявших эту территорию народов. [c.148] С середины XX века, особенно после разгрома Германии и Японии во второй мировой войне и победы (не без помощи СССР) коммунистов в местных гражданских войнах аналогичные по сути преобразования охватили Китай, Корею и Индокитай. Их глубина и размах не уступали проходившим в Советском Союзе за 3-4 десятилетия до этого, но при всей общности коммунистической идеологии они были преимущественно внутринациональными. Во всяком случае, получая сначала от СССР, а потом и с Запада новые технологии, оружие и целые промышленные предприятия, ос) ществляя свои промышленную и культурную революции, социалистические страны Азии (за исключением Вьетнама) подвергались гораздо меньшему воздействию европейского или американского образа жизни, в основном сохранили свою самобытность и особую внутреннюю и внешнюю политику. [c.151] Тем не менее по общественно-экономическим отношениям и социально-политическому устройству эти страны, как и страны народной демократии в Восточной Европе, принадлежали так называемой мировой системе социализма, охватившей в 50-80-е годы территорию (рис. 4.2), во многом совпадавшую с империей Чингизидов семь веков тому назад (сравни с рис. 4.1). [c.151] В XX веке коммунистическая идеология, господствовавшая на большой части этого пространства, не только эффективно использовала, но и значительно укрепила коллективистские начала, а также достаточно последовательно насажд ала (иногда лишь декларативные) идеи дружбы народов. [c.153] Идеи евразийства, оформившиеся в общественной жизни России еще в середине XIX века (см., например, [4-6]), получившие развитие в царской тюрьме народов и во многом фактически реализованные затем коммунистическими государств ами, продемонстрировали свою органичность, соответствие проверенным временем традициям, нормам взаимоотношений и, главное, историческим интересам народов, живущих в этой части света. [c.153] Вместе с тем приведенные соображения еще нельзя признать достаточным основанием для того, чтобы рассматривать выделенные на рис. 4.2 или иные территории как единое Евразийское энергетическое пространство при поиске путей устойчивого развития в предстоящие 30-50 лет и тем более до конца следующего века. Возникшее уже в 60-е годы политическое и затем военное противостояние Китая и СССР ставит эту общность под сомнение, а крушение в начале 90-х годов мировой системы социализма и распад СССР на 15 независимых государств демонстрируют зыбкость идеологических и тем более политических оснований при формировании любого объединения людей и народов. [c.154] Поэтому помимо общности исторических судеб в далеком и недавнем прошлом необходимо вскрыть глубинные экономические интересы и ресурсно-производственные предпосылки, которые объективно способствуют энергетической интеграции Евразийского пространства и могут преодолеть государственную и политическую разобщенность этих народов. [c.154] Вернуться к основной статье