ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Красотам удобство. Эргономика из "Детали машин Проектирование приводов технологического оборудования " В наше время такие качества как красота и удобство окружающей техники никого из нас не оставляют равнодушным. Причем, чтобы судить об этих качествах изделий, с которыми имеешь дело, вовсе не надо быть специалистом. Если Вам приятно смотреть на вещь, то она красива, а если она вызывает хотя бы некоторое неудовольствие — значит, с ее внешним видом не все в порядке. Действительно, удовлетворить вкусам каждого очень трудно, но сушествуют общие критерии красоты, которые одинаково воспринимает и понимает любой человек. Сравним два автомобиля с одинаковыми внешними очертаниями, но один из них имеет неровные стыки элементов и большие зазоры между ними. Никто в этом случае не станет утверждать, что он также красив, как и другой. [c.100] Что касается удобства, то понимание этого качества доступно каждому, кто использует конкретное изделие. Оглянитесь вокруг себя, и Вы можете стать экспертом по любой вещи. Разумеется, лучше всего эти качества можно оценивать в сравнении. [c.101] Чтобы в полной мере удовлетворять этим критериям, нужно позаботиться о совершенстве как содержания, так и формы. [c.101] если какое-либо изделие в действительности способно выполнять определенные функции и/или если оно обладает достаточной прочностью и устойчивостью, и если оно способно двигаться с большой скоростью и т. д., то его форма должна выглядеть соответственно этим функциям. [c.101] Иными словами, человеку не нравится отсутствие логики и системы. Не всегда это можно понять, а тем более создать систему, зрительно понятую и воспринимаемую как единое целое. Не случайно работа дизайнера высоко ценится за рубежом. В то же время изложенное свидетельствует, что разрабатьшать конструкцию отдельно от формирования внешнего вида пустая затея, так как никакое украшательство не исправит плохое содержание, так же как и самого содержания еще недостаточно, чтобы его однозначно воспринимать как красивую вещь. [c.101] Выщеизложенное не нужно воспринимать как догму, так как в отличие от архитектуры зданий в машинах очень трудно форму подчинить данному ряду, но обеспечить пропорциональность формы стоит в любом случае. [c.102] Эргономика — это наука, возникшая на стыке технических наук, психологии, физиологии и гигиены. В ней используются данные анатомии, биомеханики, токсикологии, антропометрии, биофизики. Эргономика изучает функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания оптимальных условий, обеспечивающих высокую производительность и открывающих возможности для интеллектуального и физического развития. [c.102] Концептуально эргономические требования при конструировании машин можно сформулировать так максимум внимания к человеку через конструкцию технического средства и формирование окружающей среды на производстве. [c.102] Учет эргономических требований при создании техники позволяет наиболее эффективно функционировать системе человек — техника — среда, т.е. при минимальном расходе ресурсов человека (время, уровень физиологического и психологического напряжения, здоровье) получать максимум удовлетворенности содержанием труда. Если не обеспечены наилучшие условия взаимодействия человека с техникой, то вряд ли можно рассчитьшать на достижение экономического эффекта. Опыт показал, что до 30% проектной эффективности техники не реализуется в процессе эксплуатации, если при создании машины не учитьшается удобство работающего с ней человека. [c.102] Трудящиеся, особенно молодежь, неохотно работают на тракторах, станках и других машинах, если не обеспечены нормальные условия для безопасного и привлекательного труда. [c.103] Мне пришлось работать помощником тракториста - на прицепных орудиях с металлическими сидениями. Даже непродолжительная работа на этой технике оставила отрицательное психологическое восприятие. Как можно было создателю человеко-машинной системы не думать о здоровье человека, а решать лишь одну задачу — замену лошадиной силы на железного коня . [c.103] Конструирование техники — это то же искусство, как и живопись или создание модной одежды. А связь между конструкцией и внешним видом, между технологией изготовления и удобством эксплуатации и тем более между красотой и удобством еще более сложная, чем это может представиться при самом сильном воображении (примите во внимание разнообразие вкусов и традиций, а также массовость производства). Процесс совершенствования внешнего вида иногда кажется оторванным от содержания устройства. Как правило, форма отстает от содержания и имеется стремление достичь соответствия формы содержанию. Принципиальная схема автомобиля меняется намного реже, чем меняется его внешний вид. А кроме того, трудно определить, где кончается совершенствование содержания и где начинается совершенствование формы. [c.103] Если благодаря новым технологиям и материалам вы улучшаете покрытия, уменьшаете зазоры между элементами, повышаете аэродинамические качества благодаря новым формам, то автомобиль сам по себе становится красивее и удобнее. Если Вы исключаете лишние элементы (молдинги и т.п,), делаете края закругленными, убираете выступы и полости, то соответственно повышаются его эксплуатационные качества. [c.103] Тем не менее, так же, как при конструировании отдельных деталей, мы беспокоимся о технологичности, прочности, износостойкости и т.п., так и при создании изделия в целом мы должны специально работать над красотой и удобством. [c.103] В данной работе лишь обозначены ключевые положения о методологии конструирования изделий. Более полную информацию по этой проблеме заинтересованный читатель сможет найти в работах [14 16 22 25 29]. [c.103] Далее следует проверка и отработка формы. Форма проверяется чувством и точным расчетом. Каждую деталь увязывают с общим ансамблем по многим направлениям определяют масштабные отношения, ритмические характеристики объектов в различных ракурсах и удалениях, выразительность, информативные качества и т. д. Проверяют также цветофактурные решения. [c.104] После доводки и испытания опытно-промышленный образец утверждается и служит эталоном при корректировании рабочих чертежей для серийного производства. [c.105] Последовательность процесса создания нового изделия представлена на рис. 3.7. [c.105] Вернуться к основной статье