ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Получение медных скульптур техникой гальванопластики из "Занимательная гальванотехника Пособие для учащихся Издание 3 " Одним из первых пр именеиий гальванопластики было изготовление декоративной скульптуры. Техникой гальванопластики в 30—40-х гг. XIX в. было впервые в России изготовлено значительное количество скульптуры, сохранившейся до нашего времени (например, часть скульптуры на фасаде Исаакиевского собора в Ленинграде, скульптура в Екатерининском парке города Пушкина и др). [c.19] Свое произведение скульптор обычно создает в глине или пластилине. Однако законченное произведение никогда не остается в этих материалах, оно передается в руки мастеров, переводящих скульптуру в более прочные материалы, не разрушающиеся со временем медь, бронзу или чугун. [c.19] Воспроизведение скульптур в бронзе или чугуне возможно только литейным способом, к сожалению, не дающим возможности получать скульптурное произведение с абсолютной точностью при отливке ухудшается передача мельчайших штрихов, а вместе с ними и той манеры, в которой воспроизведена лепка. [c.19] Для того чтобы воссоздать скульптуру в металле с сохранением всех деталей работы скульптора, прибегают к технике гальванопластики. [c.19] Следует отметить, что скульптурой называют как оригинал, изваянный скульптором, таки полученную с него в каком-либо материале копию. Исходную скульптуру называют моделью в отличие от окончательной копии, которую называют репродукцией. Репродукция, изготовленная в металле при помощи гальванопластики, называется гальванорепродукцией. [c.20] Термин скульптура применяют не только к крупным монументальным произведениям (например, статуям), но и к меньшим по размерам (например, медалям). [c.20] С точки зрения техники репродуцирования важнейшее значение имеет пространственный (объемный) характер очертаний скульптуры. Поэтому признаку скульптуры можно прежде всего разделить на односторонние и многосторонние. [c.20] Односторонняя скульптура предназначена для рассмотрения с мест, расположенных на центральной оси, перпендикулярной к плоскости фона (барельефы),имеющих низкий рельеф, или отчасти с боковых сторон (горельефы), имеющих высокий рельеф. [c.20] Многосторонняя скульптура, обычно называемая объемной (статуи), может рассматриваться с лк бого места и со всех сторон, хотя всегда имеет главную, фасадную сторону. [c.20] Промежуточной между односторонней и многосторонней является медальерная скульптура. Она обычно сочетается из двух односторонних скульптур, одна из которых представляет лицо (аверс), вторая—оборотную сторону (реверс). Реверс медали очень часто снабжается только текстом. [c.20] С точки зрения технологии очень существенное значение имеет подразделение скульптур по признаку разъемности. [c.20] Очертание называется разъемным, если перемещение его параллельно самому себе и не встречает препятствий ни в одной точке. Так, на рисунке 4 очертание является разъемным в направлении, указанном стрелками, а очертание (рис. 5) не обладает разъем-ностью ни в каком направлении. [c.20] Рис 4 Схема изделия, работающего на выход. [c.21] Р и с 5. Схема изделия с замками . [c.21] Обычно очертание можно разделить на части, каждая из которых является разъемной (рис. 4). Пространственные очертания, при разделении которых затруднений не возникает (рис. 3), называются простыми (работающими на выход) пространственные очертания, которые имеют поднутрения , создающие замки , и потому не могут быть разделены (рис. 4), называются сложными (замковыми). [c.21] В процессе копирования предмет покрывают слоем того или иного материала, а, отделив этот материал, получают рельеф, обратный копируемому. Контактное копирование с обратного рельефа снова дает прямой рельеф. [c.21] Все рельефы принято характеризовать по исходной модели прямым рельефом (позитивом) называют копию, имеющую такой же вид, как модель, а обратным рельефом (негативом)—копию, обращенную по отношению к модели, подобно слепку с нее. Когда репродуцирование производят с плоских скульптур, барельефов или медалей, обычно применяют воск, церезин, озокерит (продукты нефти), гипс или пластилин. [c.21] Со скульптур, выполненных в глине или пластилине, обычно снимают из гипса черновые формы, из которых удаляют глиняные модели, разрушая последние. Черновая форма обычно состоит из двух (реже трех) частей— раковин (рис. 6). С отдельных раковин снимают гальванические копии, которые затем спаивают между собой так, что получается объемная металлическая репродукция. [c.21] Со скульптур, которые должны быть обязательно сохранены, предварительно снимают кусковые формы, состоящие из значительного числа отдельных кусков, плотно укладываемых в гипсовые кожухи в требуемом порядке (рис. 7). [c.21] Р и с 6 Раковина гипсовой черновой формы. [c.22] Вернуться к основной статье