ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Субъективные характеристики звука из "Высококачественное звуковоспроизведение " Качество звукопередачи оценивается на основе слухового восприятия. Поэтому правильно определить технические требования к тракту звукопередачи или отдельным его звеньям можно, только изучив закономерности, связывающие субъективно воспринимаемое ощущение звука и объективными характеристиками звука являются высота, громкость и тембр. [c.7] Понятие высоты звука подразумевает субъективную опенку восприятия звука по частотному диапазону. Звук принято характеризовать не частотой, а высотой тона. [c.7] Тон — это сигнал определенной высоты, имеющий дискретный спектр музыкальные звуки, гласные зв ки речи). Сигнал, обладающий широким непрерывным спектром, все частотные составляющие которого имеют одинаковук среднюю мощность, называется белым шумом. [c.7] Постепенное увеличение частоты звуковых колебаний от 20 до 20 ООО Ги воспринимается как постепенное и 5менение тона от самого низкого (басового) до наиболее высокого. [c.7] Степень точности, с котпоой человек определяет высоту звука на слух, зависит от остроты, музыкальнсх-ти и -тренировки его слуха. Следует отметить, что высота звука в какой-то степени зависит интенсивности звука пои больших уровнях звуки большей интенсивности каж - т1 1 ниже, чем слабые.. [c.7] Октава — достаточно большой интервал 1к-4ме1 г ия высоты тона человек ра. ли-чает значительно меньшие интервалы. Так, в десяти октавах, воспринимаемыл ухом, можно различить более тысячи градаций высоты тона. В музыке используются меньшие Интервалы, называемые полутонами и соответствующие изменению частоты приблизительно в 1,054 раза. [c.8] Громкость передачи зависит не только от интенсивности звука, но и от спектрального состава, условий восприятия и длительности воздействия (см. рис.З). Т ава звучащих тона средней и низкой частоты, имеющие одинаковую интенсивность (или одинаковое звуковое давление), воспринимаются человеком не как одинаково громкие. Поэтому введено понятие уровня громкости в фонах для обозначения звуков одинаковой громкости. За уровень громкости звука в фонах принимают уровень звукового давления в децибелах такой же громкости чистого тона частотой 1000 Гц, т.е для частоты 1000 Гц уровни громкости в фонах и децибелах совпадают- На других частотах при одном и том же звуковом давлении звуки могут казаться более громкими или более тихими. [c.8] Предположим, что мы на концерте симфонической музыки и с помощью идеального магнитофона делаем его запись предположим также, что средний уровень громкости в зале 90 фон. Вернувшись домой, включаем магнитофон через идеа тьную систему воспроизведения, не вносящую никаких искажений в запись, но. чтобы не мешать соседям по квартире, устанавливаем уровень громкости 70 фон. [c.8] При прослушивании фонограммы обнаруживаем, что музыкальное произведение потеряло краски , не хватает высоких и низких частот- Чтобы обеспечить высокое качество воспроизведения в современной звукоусилительной аппаратуре при уменьшении уровня громкости, с помощью гонкомпенсирующего регулятора изменяют коэффициент усиления в области низкочастотных (30.-.100 Гц) и высокочастотных (8000...10 ООО Гц) сигналов, компенсирующим в какой-то степени потерю чувствительности слуха на НЧ и ВЧ при снижении громкости прослушивания. [c.8] Значительный уровень громкости и длительное его воздействие вызывают необратимые явления в слуховом органе. Отмечено, что у молодежи за последние годы резко возросли пороги слышимости. Причиной этого явилось увлечение поп-музыкой, отличающейся высокими уровням громкости -звучания. [c.9] Важной характеристикой звука является тембр. Способность слуха различать его позволяет воспринимать сигналы с большим разнообразием оттенков. Звучание каждого из инструментов и голосов благодаря характерным для них оттенкам становится многокрасочным и хорошо узнаваемым. [c.9] являясь субъективным отображением сложности воспринимаемого звучания, не имеет количественной оценки и характеризуется терминами качественного порядка (красивый, мягкий, сочный и др.). При передаче сигнала по электроакустическому тракту возникающие искажения в первую очередь влияют на тембр воспроизводимого звука. Условием правильной передачи тембра музыкальных звуков является неискаженная передача спектра сигнала. Спектром сигнала называют совокупность синусоидальных составляющих сложного звука. [c.9] Простейшим спектром обладает так называемый чистый тон, в нем присутствует только одна частота. Более интересным оказывается звук музыкального инструмента его спектр состоит из частоты основного тона и нескольких примесных частот, называемых обертонами выситмк тонами). Обертоны кратны частоте основного тона и обычно меньше его по амплитуде. [c.9] От распределения интенсивности по обертонам зависит тембр звука. На рис.4 показаны спектры звуков одной высоты, взятой на разных музыкальных инструментах. Звуки разных музыкальных инструментов различаются по тембру. [c.9] Практически у всех естественных источников звука, в том числе и у источников музыкальных звуков. наблюдается специфическая зависимость тембра от уровня громкости. К такой зависимости приспособлен и слух — для него является естественным определение интенсивности источника по окраске звука. Громкие звуки обычно являются и более резкими. [c.10] Больиюе влияние на качество звучания электроакустических систем оказывает ряд факторов, характеризующих первичные источники звуков. [c.10] Вернуться к основной статье