ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Ведущая мелодическая линия из "Общий курс инструментоведения Издание 2 " Фактура оркестровой ткани может состоять из одной или из. нескольких темброво-фактурных линий-пластов. Образцами однолинейной фактуры могут служить примеры 39, 40, 48, 53, 54 двухлинейной— 17, 22, 25, 43, 65 трехлинейной — 19, 55, 60, 61, 81. [c.59] Ведущая мелодическая линия может быть изложена как одноголосно, так и в виде пласта, образованного тесно связанными, параллельно идущими голосами, в своей совокупности выражающими основную мелодическую мысль. [c.59] Мелодическая линия в ноктюрне Облака Де-бюсси изложена параллельными трезвучиями в трёх октавах. [c.60] Как правило, ведущая мелодия доминирует в музыкальной ткани и не представляет т рудностей для опознавания при анализе партитуры. Так, в приводимых ниже отрывках из симфонической фантазии Франческа да Римини н симфонии 5 Чайковского определение ведущей мелодии не вызывает спора (см. примеры 35, 46, 47, 61, 63, 65). [c.61] Но встречаются случаи, где определение ведущей мелодической линии затруднено. [c.61] примеры с полифоническим сплетением нескольких мелодий, по своей яркости претендующих на роль главной мелодической мысли, очень часто т ребуют для выявления ведущей мелодии ознакомления с произведением в более крупном плане (а иногда и с произведением в целом). Но и после этого допустимы разные точки зрения в силу особого значения данного конкретного отрезка той или иной, а может быть, одновременно и нескольких мелодий. Вот некоторые образцы. [c.61] приводимые в обоих отрывках, необыкновенно выпуклы, впечатляющи по своей выразительности и по своему значению они стоят на одном уровне (примеры 55, 56). [c.61] Очевидно, значение обеих канонических мелодических линий равноценно. [c.63] Сюда же относятся случаи исключительных форм изложения мелодий передачи, фоно-орнаментальные дублировки, включение, выключение и переплетение инструментальных голосов (см. примеры 28, 29, 30, 47). [c.63] Вернуться к основной статье