ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Смена и чередование тембров из "Общий курс инструментоведения Издание 2 " Смена и чередование тембров являются одним из характе )нейших р действенных приемов оркестрового письма. Семена тембров существует в виде передач мелодической, гармонической или басовой линии ст одних инструментов к друшм (иногда даже целой гармонии от одной группы инструментов к другой), перекличек, имитаций, диалогов. [c.52] В первом случае они производят впечатление большей слитности, во втором — большей разобщенности. [c.52] Переклички, имитации и тембровые чередования используются в тех случаях, когда они вытекают непосредственно из самого характера музыки. Как передачи, так и переклички, имитации и тембровые чередования могут встретиться и в мелодии, и в гармонии, и в басовом голосе. [c.52] Приводим несколько примеров различных видов передач, перекличек, имитаций и чередований. В примере 44 пассаж не укладывается в тесситуру одного инструмента передача осуществляется от виолончелей к альтам, от альтов ко вторым скрипкам и далее к первым скрипкам. [c.52] Интересен пример темб рово-динамической смены при звучании одного аккорда (си-минорного трезвучия). Аккорд изменяет свою окраску каждые два такта, переходя от тяжеловесной звучности (медные и деревянные) к более легкой (деревянные и арфа), а затем к несколько шуршащей, легкой и как бы суховатой, по сравнению с начальной, звучности тремолирующих смычковых, имитирующих шелест леса (см. П(ример 5 1). [c.56] Первая группа при всей Я ркости тембров дает звучность более связную, вторая —более раздельную. [c.56] Вернуться к основной статье