ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Транспонирующие инструменты из "Общий курс инструментоведения Издание 2 " В качестве примера представим себе, что фортепиано настроено тоном ниже общепринятой камертоновой высоты (стандарт — ля первой октавы, 440 колебаний в секунду). Если исполнить на таком фортепиано какую-либо пьесу, написанную в до мажоре, то она прозвучит в си-бемоль мажоре, то есть тоном ниже написанного. Причем перенос — транспозиция пьесы — из до мажора в си-бемоль мажор произведен не исполнителем, а самим инструментом. Иными словами, наше фортепиано оказалось инструментом транспонирующим, звучащим вместо до мажора в си-бемоль мажоре, то есть инструментом строя Си-бемоль (iB). Это же самое наблюдается н в транспонирующих оркестровых инструментах. [c.25] Встречаются транспонирующие инструменты, звучащие и выше, и ниже написанного (последних значительно больше, чем первых). В партитурах перед партией транспонирующего инструмента, как правило, имеется буквенное или слоговое указание его строя. Это обозначение строя показывает тот звук, который получается при извлечении ноты до. [c.25] Например, указание С1. (А) — кларнет строя Ля —означает, что при извлечении на этом инструменте ноты до звучит ля указание Сог. (F) — валторна в строе Фа, — что при извлечении на этом инструменте ноты до звучит фа и т. д. [c.25] Все партии транспонирующих инструментов, звучащих на какой-либо интервал выше написанного, нотируются на тот же интервал ниже их реальной звучности. Партии инструментов, звучащих на какой-либо интервал ниже написанного, нотируются иа тот же интервал выше их реальной звучности. [c.25] В этой таблице все заштрихованные ноты указывают, какие звуки будут звучать в транспонирующих инструментах соответствующих строев (см. буквенные обозначения) в то время, когда на них будет извлекаться до второй октавы по нотописанию. [c.26] Вернуться к основной статье