ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Партитурная система из "Общий курс инструментоведения Издание 2 " Нотоносцы, расположенные в определенном порядке, создают партитурную строку-систему. Полная зап ись всех инструментальных партий (включая и паузирующие) для данного состава оркестра называется полной партитурной системой. Полная партитурная система отражает состав оркестра, его инструментальные группы и входящие в них отдельные инструменты. [c.14] Порядо к партитурной записи значительно облегчает возможность следить за всеми партиями одновремен.но и за каждой партией в отдельности. [c.14] Полная партитурная система смычкового состава, как правило, имеет пять нотоносцев. Кроме общей и групповой акколад, в строке объединяются дополнительными акколадами два верхних и два нижних нотоносца. [c.14] Порядок расположения партий в малом симфоническом оркестре следующий. Четыре верхних нотоносца, объединенные групповой акколадой, отводятся для партий деревянных духовых инструментов первый нотоносец (со скрипичным ключом) —для партий первой и второй флейт, второй (тоже со скрипичным ключом) —для партий первого и второго гобоев, третий (со скрипичным ключом)—для партий первого И второго кларнетов и четвертый (с басовым, реже с теноровы м ключом) — для партий первого и второго фаготов. [c.17] За нотоносцами партий деревянных духовых инструментов следуют три нотоносца (пятый, шестой, седьмой сверху), объединенные групповой акколадой для партий инструментов медной духовой группы. Из них пятый и шестой (обычно со скрипичными клюпчами), объединенные дополнительной акколадой, предназначаются для нотирования партий первой, второй, третьей и четвертой валторн, седьмой же (тоже со скрипичным ключом) —для партий первой и второй труб. [c.17] Так как в малом симфоническом оркестре количественный состав медной духовой группы ограничивается обычно партиями четырех валторн и двух труб, то дальше следуют нотоносцы партий инструментов ударной группы. Из них первый нотоносец (восьмой сверху с басовым ключом) отводится для партии литавр, другие же — для партий остальных ударньих инструментов (если таковые введены в партитуру). [c.17] Далее следуют пять нотоносцев для партий инструментов смычковой группы (см. табл. 12). [c.17] Полная партитурная система большого симфонического оркестра включает составы деревянных духовых (парный, тройной, четверной), медных духовых (4, 6, 8 валторн 2, 3, 5 труб), я также ударных, щипковых и клавишных инструментов. [c.17] При парном составе деревянных духовых и соответствующем количестве инструментов медной духовой и ударной групп полная партитурная система большого симфонического оркестра состоит обычно из 15—17 нотоносцев. [c.17] Последовательный порядок нотирования инструментальных партий, имевший место в партитурах малого симфонического оркестра, остается тот же. [c.17] Введенные в партитуру большого симфонического оркестра партии трех тромбонов с тубой нотируются обычно на двух объединенных добавочной акколадой нотоносцах, которые помещаются непосредственно под партиями труб. Из них верхний нотоносец (с альтовым или с теноровым ключом) предназначается для партий первого и второго тромбонов, а нижний (с басовым клк чо м)—для партий третьего тромбона и тубы. [c.17] Приводим полную партитурную систему большого симфонического оркестра с парным составом деревянных духовых и соответствующим ему общепринятым составом инструментов медной духовой и ударной групп (арфа отсутствует) — (см. табл. 13). [c.17] При тройном составе деревянных духовых инструментов и с введением нотоносцев для арфы в полной партитурной системе большого с 1ш фон и чес ко го оркестра количество нотоносцев увеличивается до 23 — 24 (см. табл. 14). [c.17] Партии арфы, фортепиано и органа занимают место между ударной и смычковой группами. Так же как и партия фортепиано, партии арфы и органа нотируются каждая на двух нотоносцах, объединенных фигурной акколадой. При четверном составе деревянных духовых с усиленным составом медных и ударных и с введением в оркестр щипковых и клавишных инструментов количество нотоносцев в полной партитурной строке увеличивается до 30—40 и более. [c.21] Встречаются партитуры, в которых имеются отклонения от вышеприведенного порядка расположения инструментальных партий. Так, например, в ряде партитур Вагнера партии валторн помещены не после партий фаготов, а перед ними (то есть между партиями семейства кларнетов и партиями семейства фаготов). Такое размещение валторн разъединяет их с чистой медью и сближает с деревянными духовыми инструментами, что в тембровом отношении свойственно валторнам. [c.21] В партитурах Прокофьева партии труб часто расположены выше партий валторн, что соответствует тесситурному положению труб (звучащих выше валторн) в медной духовой группе. [c.21] Имеются партитуры, в которых записаны на одном нотоносце две партии инструментов, принадлежащих хотя и к одной группе, но к разным ее семействам (конечно, при условии возможности их нотации в одном и том же ключе и при одних и тех же ключевых знаках альтерации — см. пример 6). [c.23] Вернуться к основной статье