ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Предисловие к русскому изданию из "Пространственный слух " Одна из характерных особенностей книги —ее обширная библиография. К сожалению, в ней почти полностью отсутствуют работы наших соотечественников. Чтобы как-то восполнить этот пробел, в конце кпнги приведен небольшой, отнюдь ие претендующий на полноту, перечень основных отечественных работ, затрагивающих те же вопросы. [c.3] Нам же остается выразить надежду, что книга И. Блауэрта заинтересует читателя, окажется ему полезной. [c.3] Звуковые сигналы у каждого уха —основные физические факторы пространственного слуха. Можно было бы, очевидно, рассматривать пространственный слух исходя только на этих сигналов и делить материал книги на главы с позиций теории сигналов. Однако результаты соответствующих экспериментов получены только для некоторых специальных классов сигналов и в первую очередь таких, которые при пространственном восприятии звуков существуют в свободном звуковом поле и в закрытых помещениях. По этой причине в кинге сохранено традиционное деление материала по числу источников сигнала. Благодаря б.7изости к реальным условиям такой подход имеет свои преимущества. [c.5] В течение многих лет автор проводил теоретические н экспериментальные исследования пространственного слуха в Институте электросвязи Технического университета в Аахеве. Он выражает сердечную благодарность своему глубокоуважаемому учителю профессору доктору В. Ашофу, много лет бывшему директором института н активно способствовавшему проведению работ н написанию книги. [c.5] В предлагаемой книге излагаются результаты слуховых экспериментов, т. с. экспериментов, в ходе которых исследуются слуховые ощущения, возникающие в определенных условиях. Под ощущеинем, или восприятием, здесь н далее понимаются только осознанные ощущения. Исследования ощущений проводятся разными науками и под различными углами зрения. В принципе различают две постановки воп а философскую (что такое ои сиие вообще ) и научно-техническую (как возникают ощущения ). [c.6] Второй вопрос связан с условиями возникновения ощущевий. Поскольку ои ения обус.1оалены физиологическими процессами в организме субъекта, то более широко этот вопрос можно сформулировать так какие процессы должны происходить в организме и какими должны быть внешние условия для того, чтобы у субъекта появилось ощущение объекта. Именно дайной проблеме и посвящена книга. [c.6] Исследуемый организм —это человек, участвующий в слуховых экспериментах. Для краткости будем называть его экспертом. Внешние условия — воздействик (раздражения, преимущественно — звуковыми сигналами), которым подвергались эксперты. То, что слышит человек, н есть интересующее нас восприятие. [c.6] Вернуться к основной статье