ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Механическая грамзапись из "Руководство по звукотехнике " Несмотря на значительные достижения в области магнитной звукозаписи, включая создание высококачественных магнитных лент, систем подавления шума, кассетных и картридж-систем, грампластинки по-прежнему остаются основным хранителем звуковых программ и их совершенствование является основным звеном в развитии звуковоспроизводящих бытовых систем. [c.209] Хотя продолжают выпускаться монофонические грампластинки, основное место занимают стереофонические двухканальные грамзаписи, совместимые с монофоническими проигрывателями. В последнее время появились четырехканальные (квадрафонические) грамзаписи, они имеют различную степень совместимости с монофоническими и стереофоническими проигрывателями. Четыре канала записываются в одной канавке либо с помощью матрицирования, либо с помощью ультразвуковой несущей частоты и фазо-частотной модуляции. Четыре канала воспроизводятся либо с помощью дополнительной матрицы, либо через специальный декодер, размещенный в усилителе звуковоспроизводящего устройства. [c.209] Большинство грамзаписей выполняется с высококачественной магнитной записи, которая переносится на лаковый диск, затем превращаемый в штамп, который прессует грампластинки для массовой продажи. [c.209] Лаковый диск содержит в себе все особенности будущей грампластинки резец, используемый для нарезания канавок и создания модуляций в монофонической, стереофонической и квадрафонической грампластинках, представляет собой прототип иглы звукоснимателя. Он приводится в действие головкой, которая является прототипом головки звукоснимателя. [c.209] Устройство по типу токарного станка заставляет головку резца радиально перемещаться по поверхности лакового диска со скоростью, необходимой для нарезки канавки с определенным углом наклона стенок причем встроенное устройство изменяет размер канавки, обеспечивая запись уровней высокой модуляции амплитуды. [c.209] Одноканальная монофоническая информация записывается в канавке горизонтальными колебаниями резца так, чтобы изгибы , соответствующие звуковому сигналу, были нарезаны внутри канавки. При воспроизведении они вызывают подобные колебания иглы звукоснимателя, которая, в свою очередь, создает ЭДС сигнала с характеристиками, подобными характеристикам первоначального сигнала. [c.210] На рис. 7.1 приведена графическая иллюстрация, где на рис. 7.1, а волна 2 имеет в два раза большую частоту и половинную амплитуду по сравнению с волной 1 при постоянной скорости, а на рис. 7.1,6 волна 2 имеет в два раза большие частоту и скорость по сравйению с волной 1 при постоянной амплитуде Ах = А2). [c.211] Дополнительная кривая для воспроизведения определяется постоянными времени 3180, 318 и 75 мкс. [c.211] Резец нарезает У-образную канавку, которая имеет номинальную ширину верхней части 0,0025 дюйма (62 мкм). Ширина канавки может отличаться от своей номинальной величины при изменении амплитуды низкочастотного записываемого сигнала. Расстояние между соседними канавками, называемое полем нарезания , имеет номинальный размер 0,0015 дюйма (37,5 мкм). Угол между стенками канавки равен 90°, глубина канавки 0,00125 дюйма (31 мкм) и радиус нижней части (дна канавки) 0,00015 дюйма (3,75 мкм). Эти параметры относятся ко всем пластинкам с частотой вращения 45 и 337з об/мин, хотя с изобретением четырехканальной записи возможны небольшие изменения параметров. [c.212] Естественно, что канавки на пластинке нарезаются так, что резец движется радиально по пластинке. При воспроизведении это условие не всегда соблюдается, так как многие тонармы представляют собой модели, укрепленные на одной опоре. Отсутствие корреляции вызывает искажения, но тонармы разрабатываются и крепятся так, чтобы уменьшить их до минимума (см. ГЛ. 8). [c.212] Современные пластинки нарезаются с использованием вертикального угла нарезки 15°, и новейшие звукосниматели сконструированы так, чтобы сохранить такой же угол при проигрывании, что снижает искажения, вызываемые отсутствием корреляции в условиях записи и воспроизведения (см. гл. 8). [c.212] При воспроизведении возникают различные виды искажений, одно из которых вызвано неправильным следованием иглы по канавке. Делаются попытки вносить дополнительные определенного вида искажения при записи, чтобы с пх помощью улучшить качество воспроизведения. [c.212] Модуль ускорения составляет 628X10 , что в 640 раз больше ускорения силы тяжести. Такие большие ускорения очень важны в звукоснимателях, где эффективная масса конца иглы должна получать подобное же ускорение. Поэтому требуется очень малая эффективная масса конца иглы для получения практически необходимой силы. [c.213] На стереофонической грампластинке левый канал записывается на внутренней стенке канавки, а правый — отдельно на внешней стенке. На рис. 7.2 показаны основные элементы электромагнитной головки для стереозаписи с катушкой А, соответствующей левому каналу, и катушкой В для правого канала. Перемещая эти катушки вверх и вниз по осям, можно сблизить оси С и О, соединенные с держателем резца Е. Так как оси С и О расположены под углом 90° друг к другу и 45° к поверхности пластинки, то колебания оси С заставят резец записывать только на одной стенке канавки, а колебания оси О — только на другой стенке канавки. Таким образом, сигналы левого и правого каналов передаются на катушки А и В. На рис. 7.2 дан резец в состоянии покоя относительно штриховой и штрихпунк-тирной линий. [c.213] На рис. 7.3 показано, как резец перемещается или колеблется при различных сигналах а — возбуждается только катушка Л (левый канал) б — возбуждается только катушка В (правый канал) в — обе катушки возбуждены сигналами, находящимися в противофазе г — обе катушки возбуждены сигналами в фазе. Эти колебания позволяют нарезать в канавке модуляции, соответствующие условиям а, б, в и г на рис. 7.4. [c.213] Чтобы монофонический звукосниматель правильно воспроизводил запись со стереопластинки, он должен иметь определенную вертикальную податливость для воспроизведения вертикальных компонентов нарезки, даже если они не создают выходного сигнала. [c.215] Стереофонический звукосниматель с двумя каналами, соединенными в фазе, обеспечивает те же результаты но если два канала соединены в противофазе, то произойдет затухание всей информации, находящейся в фазе. [c.215] Самый правильный путь передачи четырех частей информации — это передача по четырем изолированным каналам (так же как по двум изолированным каналам в двухканальной стереофонии). [c.215] Вернуться к основной статье