ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Основные цели дизайна и эргономики из "Эргодизайн качество конкурентоспособность " На современном мировом рынке требования потребителя к продукции становятся решающим фактором в обеспечении конкурентоспособности продукции, возможности занять ведущее, лидирующее положение в ряду фирм, производящих аналогичные изделия. [c.8] Научно-технический прогресс, обмен лицензиями на новые технологии приводит к появлению на мировом рынке все большего количества изделий с высокими техническими характеристиками, экономичных в использовании. Однако все чаще потенциальные потребители обращают внимание на внешний вид изделий, современность его форм — визитную карточку прогрессивной конструкции. Не меньшую заинтересованность большинства пользователей вызывают параметры техники, обеспечивающие ее удобство, комфорт в эксплуатации, безошибочность и точность в управлении. Не стоит думать, что речь идет только о производственной технике, это касается также научного оборудования и приборов, техники быта , которая все больше автоматизируется и механизируется. [c.8] Более углубленно трактуется понятие человеческий фактор в технике , уже прочно вошедшее в лексикон всех специалистов (исследователей, конструкторов, технологов), связанных с разработкой, производством и эксплуатацией современной техники. Человеческий фактор становится одним из стержневых вопросов в проблеме обеспечения качества продукции, одним иэ важнейших средств управляющего воздействия на рост уровня качества, а качество продукции, в свою очередь, все больше определяет не только степень решения внутренних социально-экономических проблем, но и престиж и экономический потенциал страны в международном сообществе. [c.8] На мировом рынке все чаще объектом международных торговых сделок являются не отдельные изделия, а сложные технологические комплексы, обеспечивающие целые блоки производственных и бытовых операций, а то и целые технологические процессы разработки, изготовления и сборки сложных технических устройств, систем управления ими и контроля. Можно с уверенностью говорить о том, что такой подход будет иметь тенденцию к расширению и углублению и в дальнейшем. [c.8] Проблема конкурентоспособности актуализирует и вопросы маркетинга — нового для нашего хозяйственного механизма явления, включающего рекламу, изучение рынка, изучение требований потребителей, информацию потребителей о свойствах продукции и т.п. [c.9] В условиях производства аналогичной продукции с различными потребительскими свойствами возникает важнейшая задача конструктивного и технологического обеспечения реализации этих свойств элементной базой. Свою роль в решении этой задачи должны сыграть унификация и стандартизация. И здесь мы вплотную подходим к вопросу о роли стандартизации в обеспечении качества и конкурентоспособности продукции. В этом вопросе в условиях нового механизма хозяйствования появляются новые аспекты, например каков оптимальный уровень унификации при создании новых изделий, какие требования к элементной базе могут быть стандартизованы и т.д. Это не значит, что документами по стандартизации и унификации должна быть установлена мелочная и детальная регламентация всех характеристик элементов, обеспечивающих уровень тех или иных потребительских свойств изделий. Видимо, здесь должен сохраниться программный подход, позволяющий установить лишь основные требования, в рамках которых может быть найдено реальное множество конструктивных и технологических решений. [c.9] Учитывая сказанное, вклад дизайна и эргономики в повышение качества и конкурентоспособности продукции должен четко фиксироваться в каждой конкретной разработке на основании соответствующих методик расчета социально-экономического эффекта. [c.10] Внедрению методов дизайна и эргономики в практику промышленности будут способствовать, без сомнения, общества потребителей, создаваемые у нас в стране. При их организации будет крайне полезным использование опыта зарубежных стран, где общества потребителей существуют уже довольно давно и деятельность их весьма популярна. Эти общества имеют свои печатные издания, экспертные советы, исследовательские лаборатории. Мнение обществ потребителей учитывается при оценке качества продукции, способствуя, тем самым, ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Разумеется, использование этого опыта должно сопровождаться его адаптацией к социально-экономическому укладу в нашей стране. [c.10] Контроль со стороны потребителей в условиях нового хозяйственного механизма не исключает необходимости контроля за качеством продукции со стороны государства. И осуществляться этот контроль должен на основе требований, установленных в нормативно-технических документах, органами Государственного надзора. Государственной приемки, арбитража и т.д. В противном случае контролирующие органы и потребители лишаются ориентиров , позволяющих им оценивать качество. Однако таких документов должно быть небольшое количество, требования их должны быть конкретными, но в то же время допускать возможность выбора продукции в пределах того интервала ее качественных характеристик, который соответствует дифференцированным требованиям потребителей. Отсутствие таких ориентиров приводит зачастую к тому, что продукция, поставляемая по довольно высоким договорным ценам, реальным потребительским требованиям к ее качеству часто не соответствует. [c.10] Поэтому можно сказать, что несмотря на определенные достижения отечественного дизайна и эргономики, существует достаточно большое количество проблем решение которых необходимо для достижения высокого уровня конкурентосопосбности отечественной продукции. [c.10] Цели и задачи дизайна были определены уже в Т962 г. постановлением Совета Министров СССР Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования . Это постановление обязало все министерства и ведомства страны обеспечить систематическое повышение качества промышленной продукции путем внедрения методов художественного конструирования. Созданный в соответствии с этим постановлением Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) как комплексная научно-исследовательская, экспериментально-проектная и опытно-производственная организация стал научным и методическим центром, стимулирующим развитие дизайна в стране. На ВНИИТЭ были вложены разработка и внедрение методов художественного конструирования, определение требований технической эстетики к различным изделиям и товарам культурно-бытового назначения, координация научно-исследовательских работ в области художественного конструирования и методическое руководство работой специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ). [c.11] Развитие дизайна в СССР потребовало интенсивной разработки научно-теоретических и методических основ дизайна. Были определены цели и задачи художественного конструирования, которые заключались не только в соответствующей разработке технических объектов (станков, машин, бытовых изделий), но и в обеспечении реализации в предметной форме вещей многообразия отношений человека к изделиям и окружающей среде с учетом антропометрических, психофизиологических, гигиенических требований. А это уже определяло необходимость развития не только дизайна, но и эргономики как науки. [c.11] СССР и Советы Министров союзных республик ответственность за использование достижений технической эстетики во всех отраслях народного хозяйства, а на Государственный комитет СССР по науке и технике — координацию деятельности министерств и ведомств в этой области. [c.12] Сегодня в стране функционирует система дизайнерских организаций, взаимно дополняющих друг друга ВНИИТЭ и его десять филиалов, отраслевые специализированные художественно-конструкторские бюро министерств, и наконец, бюро и многочисленные группы дизайнеров в НИИ, КБ, на предприятиях, в кооперативных объединениях. Художников-конструкторов готовят в высших худо-жественно-промышленных училищах в Москве, Ленинграде, Харькове и ряде других учебных заведений. [c.12] Новые формы проектирования, возникшие в результате внедрения методов художественного конструирования в традиционный процесс конструирования, имеют ряд своеобразных черт. Это своеобразие выражается в том, что техническое (инженерное) и художественное конструирование, образуют единый процесс разработки промышленных изделий. При этом техническое конструирование создает в этом комплексном процессе конструктивную основу предмета, а дизайн формирует этот предмет как потребительскую ценность, делая его полезным, удобным, красивым. Такие результаты достигаются, как правило, там, где конструкторы и дизайнеры работают в тесном содружестве. [c.12] В создании технически сложных промышленных изделий, их комплексов, в реализации целевых программ должны участвовать большие коллективы различных специалистов инженеры, технологи, дизайнеры, эргономисты, социологи. Поичем в зависимости от объекта разработки степень участия каждого из них в коллективном творческом труде должна быть различной. Это, однако, не говорит о том, что деятельность названных специалистов теряет свою специфику. Каждый из них имеет в процессе проектирования свое поле деятельности, свои задачи, которые должны решаться в тесном творческом сотрудничестве. Лишь в итоге комплексного решения всех этих задач изделие и его форма приобретают необходимые свойства, обеспечивающие эффективность его производства и потребления. [c.12] Реализация целей дизайна в нашей стране направлена в конечном счете на коренной пересмотр мира вещей, окружающих человека, с тем, чтобы предметный мир более полно соответствовал качественным сдвигам, происходящим в нашей жизни,.и благоприятствовал их развитию. Дизайн должен обеспечить появление необходимых человеку изделий с новыми потребительскими качествами, созданию гармонично организованной предметной среды. [c.12] в прикладном значении дизайн - проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объекты дизайна — промышленные изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и т.д.) элементы и системы городской, производственной, жилой среды визуальная информация функционально-потребительские комплексы и др. Соответственно различают виды дизайна промышленных изделий, среды, социально-культурной сферы, графический дизайн и пр. Внутри каждого вида возможна также специализация дизайнеров, однако методы и принципы их деятельности остаются общими (50, с. 14). [c.13] Метод дизайна — эволюционно складывающиеся принципиальные основы деятельности, определяющие ее цели и категориальный аппарат, который создает методический фундамент проектирования, — способы моделирования объекта и совокупность правил, определяющих последовательность и содержание этапов формообразования. Современные принципы дизайна — соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта. Основными рабочими категориями дизайнерского проектирования являются образ, функция, морфология, ценность. [c.13] Вернуться к основной статье