ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Этапы художественного конструирования из "Троллейбус теория, конструирование, расчет " Художественное конструирование является неотъемлемой частью общего проектирования, представляюшего собой комплекс конструкторско- экспериментальных работ по подготовке производства изделия, Чтобы создать во всех отношениях качественное изделие, художник-конструктор обязан принимать самое деятельное участие во всех этапах проектирования, включая проектную работу и период производства, в котором осушеетвляется конструкторский надзор и дальнейшее совершенствование поставленного на производство образца. [c.63] Изучение предпроектной ситуации обычно начинают со стадии раснреде-ления, где устанавливается социальная значимость предмета, возможность его типизации и другие социально-экономические свойства. Важнейшим критерием на данном этапе является спрос, а рычагом его стимулирования - реклама. Необходимо подчеркнуть единство подхода к оценке технико-экономических показателей нового троллейбуса и оценки его технико-эстетических показателей. Оценка этих показателей отражается при составлении карты технического уровня и качества продукции на различных этапах разработки троллейбуса, начиная с разработки технического задания. Порядок составления и ведения карты технического уровня и качества продукции регламентирует выбор аналога и базового образца. [c.64] Аналог-продукция отечественного или зарубежного производства, подобная сравниваемому изделию, обладающая сходством функционального назначения и условий применения. Базовый образец - образец продукции, принятый за исходный для сравнения при оценке технического уровня и качества, характеризующий научно-технические достижения на установленный период. Таким образом, дизайнер стоит у истоков разработки машины, начиная со сбора и изучения исходной информации об объекте, систематизации собранного материала, разбивки его на отельные поля - морфологическое и аксиологическое. Первое представляет собой сведения и данные о материально-пространственной организации объектов-аналогов и их форме, второе - сведения и данные о назначении аналогов и их элементов, способах функционирования, их ценностных качествах. [c.64] В морфологическое поле входят модели, макеты, рисунки, фотографии аналогов, которые когда-либо и где-либо производились или производятся. Они служат для оценки формы с точки зрения удовлетворения требованиям технической эстетики. Таким образом художник-конструктор исследует вопрос формообразования, включается в процесс улучшения отношений в системе человек - предмет - среда , проводит анализ формы троллейбуса, его композиционного решения в связи с функциональным назначением, конструкцией, материалом, технологией, тенденцией формообразования. В аксиологическое поле входят сведения и данные об аналогах в виде характеристик, результатов исследований, графиков, таблиц, которые служат для аналитической оценки того или иного художественно-конструкторского решения, примененного в аналогах с целью придания им соответствующих потребительских свойств. [c.64] Эскизы троллейбуса выполняются в виде рисунков и чертежей, что позволяет оперативно вносить различные изменения. Помимо изготовления эскизов, художник-конструктор ведет поиск и отработку форм троллейбуса с помощью макетирования, которое выполняется в условном материале (пластилине, картоне, глине и т.д.). [c.65] Макеты или модели вьшолняют на первом этапе в том же масштабе, что эскизы и рисунки. Малые макеты и модели изготавливаются на металлической плите размером 1500 х 800 мм с нанесенной на ее поверхности сеткой, имеющей размер клетки 40 х 40 мм при масштабе макета 1 5 или 20 х 20 при масштабе 1 10. По мере готовности макета такая же сетка наносится на его поверхности. Таким образом получается объемная сетка, которс1я облегчает снятие с поверхности модели шаблонов, необходмых для разработки чертежей формы конструируемого объекта. В процессе работы над макетам уточняются эстетические свойства троллейбуса и его форма. [c.65] При конструировании троллейбусов одновременно с работой над внешней формой ведутся работы над организацией рабочего места водителя. В масштабе 1 1 делаются эскизы частей интерьера кабины приборной панели, сиденья водителя, органов управления. Изготавливают в натуральную величину посадочный макет, которьш используют для отработки эргономических свойств рабочего места. [c.66] Широкое применение при художественно-конструкторском проектировании находит вычислительная техника, так как она может внести сушественные коррективы в этот процесс. Она позволяет на экране дисплея выявить множество вариантов форм и композиций, снижает затраты времени и средств на выполнение работ, не исключает, а наоборот, повышает требования к квалификации всех специалистов. [c.66] В Процессе рабочего проектирования объем для работы художника-конст-руктора уменьшается. Однако при необходимости он принимает непосредственное участие при разработке шаблонов и сложных поверхностей, изготовлении различных надписей. При выполнении опытных образцов худож-ник-конструктор осуществляет авторский надзор. В процессе испытания опытных образцов троллейбусов, в условиях близких к эксплуатационным, проверяется правильность всех принятых при проектировании решений и в случае необходимости в них вносятся соответствующие коррективы. Таким образом, художник-конструктор является полноправным членом группы специалистов, которые осуществляют авторский надзор за изготовлением опытного образца троллейбуса и выносят заключение по результатам его испытания. [c.66] Анализ движения троллейбуса, а также внешних и внутренних сил, действующих на него, логично предварить рассмотрением основных зависимостей, связанных с работой одного из важнейших устройств троллейбуса - колеса, являюш.егося его движителем. С его помощью осуществляется взаимодействие троллейбуса с внешней средой - дорогой, через него передаются силы, которые удерживают троллейбус на дороге, осуществляют его движение и остановку, заставляют изменять направление движения. [c.67] Фактически колесо состоит из двух основных частей собственно колеса и упругой (эластичной) шины. Поскольку на троллейбусе эти обе части работают как единое целое, целесообразно в настоящем курсе пользоваться термином колесо или эластичное колссо , полагая, что шина является его частью, лишь изредка обращаясь к термину шина в его прямом понимании. За внешней простотой колеса скрывается сложное устройство, работа которого в зависимости от поставленной цели и степени точности описывается различными математическими моделями. Рассмотрим движение колеса в продольной плоскости, которая перпендикулярна опорной поверхности и совпадает с плоскостью его вращения. [c.67] Под действием внешних сил (нормальной нагрузки, тангенциальной, боковой ) и моментов эластичное колесо деформируется в радиальном, тангенциальном, боковом и угловом направлениях. Результатом этих деформаций являются изменение равновесной формы профиля шины и искривление ее радиальных сечений. На все виды деформации расходуется значительная энергия. Часть ее, затрачиваемая на трение в материале шины и в контакте с дорогой, переходит в тепло и рассеивается. Другая, большая часть, определяемая упругой деформацией шины, возвращается при снятии нагрузки. [c.67] При ведущем режиме качения (рис. 2.1, б), колесо приводится во вращение крутящим моментом, совпадающим по направлению с направлением угловой скорости и нагружено продольной силой, противоположной по направлению скорости продольного перемещения колеса. В пятне контакта колеса с дорогой действует касательная реакция, направленная в сторону движения, которая называется касательной силой тяги колеса Колесо, работающее в таком режиме, называется ведущим. В нем работают колеса ведущего моста троллейбуса. [c.68] При тормозном режиме качения (рис. 2.3, в), колесо приводится во вращение толкающей силой F - и нагружено тормозным моментом Мнаправленным противоположно угловой скорости. Колесо, работающее в таком режиме, называется тормозным. [c.68] Для составления уравнений равновесия и описания движения колеса необходимо ввести понятия о радиусах и скорости колеса. У эластичного колеса различают несколько радиусов, величина и наименование которых условны. [c.68] Динамическим радиусом движущегося колеса называется расстояние от центра колеса до равнодействующей тангенциальных составляюших реакций дороги, (см. рис. 2.1). На твердой дороге динамический радиус незначительно отличается от статического и для практических расчетов их можно принимать равными, т.е. [c.69] Необходимость использования понятия радиус качения объясняется тем, что вследствие тангенциальной эластичности, буксования или скольжения колеса, путь 5, проходимый колесом за п его оборотов, не равен произведению 2к п на динамический радиус или на свободный радиус, а равен этой величине, умноженной на некоторый фиктивный радиус, который нельзя непосредственно замерить. Поскольку этот радиус связывает поступательную и угловую скорости колеса, он является одной из важнейших кинематических характеристик. [c.69] Радиус качения определяют обычно экспериментально, замеряя пройденный колесом путь 5 зй п оборотов. Он может быть определен для любого режима качения колеса. [c.69] Коэффициент илиЯ/.-иногда называют тангенциальной эластичностью системы шина - опорная поверхность . Так как при качении колеса по твердой дороге деформируется только шина колсса, то коэффициент Я или Я/г - тангенциальная эластичность шины. [c.70] Вернуться к основной статье