ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Зрительное восприятие предмета и средства композиции из "Троллейбус теория, конструирование, расчет " Фиксируемый глазом предмет, а точнее его форма отражается в мозгу человека в виде идеального образа. Его опознание осуществляется на основе того опыта, который приобретен человеком. С помощью ассоциаций, установления связей между имеющимися представлениями возникает окончательное представление о предмете. Ассоциации опознаются в форме статизма и динамизма. Под статизмом понимают подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе. Статические характеристики, как правило, в своей основе симметричны. Под динамизмом понимают подчеркнутое в форме выражение однонаправленности, вторжение в пространство. Для динамических композиций характерна явная асимметрия, некоторая напряженность в геометрическом строе формы. [c.59] Одним из важнейших свойств композиции является целостность. Недопустимо чрезмерное дробление формы, так как множественное членение затрудняет группировку расчлененных элементов в целое из-за рассеивания внимания человека, Среди элементов формы некоторые являются главными и должны занимать композиционно центральное место. В опознании предмета это имеет чрезвычайно важное место. Так в троллейбусе главные элементы конструкции - кузов, характеризующий провозную способность и ходовой аппарат, обеспечивающий тягово-скоростные свойства. Они символизируют назначение машины. [c.59] К средствам композиции относятся тектоника, метрический повтор, ритм, акцент, нюанс, пропорции, симметрия и асимметрия, цвет п свет, контраст. Под тектоникой понимают зрительное выражение в форме конструктивной основы, несущей способности, устойчивости предмета и его отдельных частей. Под конструктивной основой понимают работу несущей части конструкции, т.е. способность конструкции сопротивляться нагрузкам, характер распределения главных усилий, распределение по мостам троллейбуса, организацию конструкционных материалов и т.п. Форма должна четко отражать все эти особенности конструктивной основы. Художественно-образная структура предмета, образованная из композиционно связанных элементов конструкции, представляет тектоническую систему. Законом тектонической системы является стилевое единство. [c.60] Метрический повтор (метр) в композиции - повторение какого-либо элемента. Под ритмом в технической эстетике понимают повторность тех или иных сходных составляющих формы и композиции через определенные соизмеримые промежутки. Метр представляет собой предельно упрощенный ритм. Ритм и метр отражают количестзенное изменение формы, которая относится к любым ее элементам отдельным линиям, целым образованиям и цвету, являющемуся самостоятельным средством формообразования. Ритмический и метрический строй образуется не только с помощью линий, но и с помощью масс, цвета. [c.60] Метр может быть простым, если состоит из однородных элементов и сложным. Метр, составленный из окон и дверей в форме троллейбуса, относится уже к сложным. Он может быть едва заметным, невыразительным или очень активным, когда отдельные его составляющие выделяются яркими пятнами в контуре формы, как показано на рис. 1.17. Метр выглядит законченным, если его крайние промежутки больше остальных. [c.60] Под акцентом в технической эстетике понимают выделение художественными средствами какого-либо элемента формы. Акцент увеличивает выразительность формы. Нередко он используется для выделения главного элемента в ряду однотипных. Для акцентирования используют самые разные закономерности и средства формообразования, а также цвет и его контрастные сочетания. [c.60] Пример активности ритма и метрического ряда в форме. [c.61] Цвет выражает и проявляет в форме многие закономерности, на основе ко торьрс создана композиция предмета. Различают чистые цвета - это цвета оптического спектра, или хроматические и составные (сложные) - белый, серый, черный, называемые ахроматическими. Цвет х 1рактеризуется тоном, насыщенностью, светлотой. Тон представляет собой свойство, которым один цвет отличается от другого, насыщенность - свойство, указывающее на силу или интенсивность цвета светлота - это степень насыщенности цвета относительно бело-черной шкалы. Система гармонического сочетания цветов получила название колорита. Основой колористического решения композиции является органическая взаимосвязь цвета и формы, зависящая от зрительного восприятия и психофизиологических последствий от восприятия. [c.62] Вернуться к основной статье