ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Рациональность и неопределенность в экономике из "Пределы рациональности термодинамический подход " ВЫСОКОЙ. Такие знания опираются на связи в среде, являются результатом включенности в неформальные информационные сети. Сколько бы ни совершенствовалась формальная система рыночной информации, всегда неформальные контакты и оперативная осведомленность дадут преимущества хотя бы потому, что информация не может быть включена в формальную, общедоступную сеть мгновенно. Всегда есть определенный лаг времени между моментом доступности возможной сделки и широким распространением информации о имеющейся возможности, а ресурсы заключения сделки могут быть исчерпаны быстрее, чем станет доступной официальная информация. [c.121] Соответственно с различиями в характере знания на микро- и макроуровнях различается и характер рациональности. Последнее время в теоретической экономике исследование проблемы рациональности стало одной из центральных тем 10.1 . Недостаточность модели рационального выбора для объяснения экономических феноменов становится все более очевидной, особенно в связи с возрастающим интересом к изучению экономических институтов, в частности прав собственности. В свое время Р.Коуз 10.2 обратил внимание на то, что равновесие в экономической системе зависит от цен трансакций, а цены трансакций непосредственно связаны с правами собственности 10.3 . Тем самым работа Коуза инициировала в экономике интерес к изучению социальных институтов. Нетрудно обнаружить, что институционализированные процессы принятия решений регулируются не рациональным выбором между альтернативами с использованием функций полезности, а некими рутинными правилами, в значительной степени обусловленными традицией. [c.121] Обнаружение этого факта потребовало серьезного изменения взгляда на природу человеческой деятельности в области экономики. Если не все человеческое поведение определяется функциями полезности, то возникает вопрос, как строить модели равновесия В рамках неоклассического подхода это сделать очень трудно, если не невозможно. [c.121] Таким образом, в экономической теории помимо инструментальной рациональности , связанной с полезностью, появляется еще один тип рациональности — процедурный (в терминологии Харгривс-Хипа). Процедурная рациональность интенсивно исследовалась Г. Саймоном как в рамках его работ по теоретической экономике 10.4 , так и в связи с его деятельностью в области искусственного интеллекта. Г. Саймон связывал появление процедурной рациональности с ограничением вычислительных возможностей человеческого разума (теория связанной рациональности ). Иными словами, не имея возможности сравнить все возможные альтернативы, разум опирается на выработанные в опыте процедуры, которые становятся условными соглашениями, определяя структуру социальных институтов. Хорошей метафорой для объяснения этой ситуации является игра в шахматы, где невозможность оценить и сравнить между собой все разрешенные ходы приводит к необходимости пользоваться стандартными схемами — дебютами, типичными комбинациями, общими позиционными принципами. [c.122] По-видимому, проблема здесь более серьезная, чем просто ограниченная способность вычислений. На наш взгляд, необходимо признать, что жизнь — это не игра по заданным правилам. Список альтернатив открыт альтернативы действий могут быть созданы разумом. Но в этом случае должен появиться еще по крайней мере один тип рациональности, которую мы предпочли бы назвать онтологической рациональностью . Должны существовать некие правила, регулирующие включение альтернатив в список для оценки и, в принципе, порождение альтернатив 10.5 . Это можно сделать только в том случае, если рационализировать тот факт, что мир в восприятии субъекта обладает определенной онтологией, т.е. существуют некие способы представить, что реально и что существенно и должно быть включено в рассмотрение. Должны также существовать механизмы генерирования альтернатив. И здесь, очевидно, огромное значение имеют метафоры и примеры 10.6 . [c.122] КОСМОЛОГИИ, которая дает ответы на вопросы о смысле этого, об основаниях другого, о взаимосвязях индивидуума и общества и т. п. 10.7 . [c.123] Нам представляется, что концепция онтологической рациональности лучше схватывает проблему, концентрируя внимание на важнейшем вопросе в теории социальных наук откуда и как человек берет альтернативы, из которых он производит выбор Предположение о внешней заданности альтернатив, вводимое в теории рационального выбора, не соответствует действительности и резко сужает сферу человеческой свободы. [c.123] На наш взгляд, с позиций когнитивного анализа процесса принятия решения можно обосновать существование трех типов рациональности. Первая фаза этого процесса — формулировка альтернатив — деятельность, которая обладает своей собственной логикой и далеко не сводится к каталогизации уже известных или навязанных средой альтернатив. Она связана с онтологической рациональностью. [c.123] Вторая фаза процесса — процедурная разработка альтернатив, (нечто аналогичное составлению планов на случай возможных конфликтов, осуществляемому генеральными штабами) — соответствует процедурной рациональности. [c.123] И третья фаза — оценка построенных и процедурно оформленных альтернатив с помощью заданной иерархии ценностей — соответствует теории рационального выбора (инструментальной рациональности). [c.123] Конечно, эта весьма упрощенная схема — в реальности фазы сосуществуют, может осуществляться циклический возврат к предыдущей фазе и т.п. Но такая схема дает по крайней мере рамку для значительно более глубокого анализа человеческой деятельности вообще и экономической деятельности в частности, чем теория рационального выбора, в которой две важнейшие фазы процесса принятия решений — онтологическая и процедурная, попросту элиминированы. [c.123] Наличие подобной схемы да ет возможность объяснить, как работает термодинамический подход к экономике. Наиболее существенным является тот факт, что разные субъекты не только обладают различным набором альтернатив (некоторые из этих альтернатив лучше, некоторые хуже с точки зрения оптимизационного критерия), но и стремятся открыть новые альтернативы. В условиях институциональных ограничений, налагаемых исторической традицией, политическим давлением заинтересованных групп и т.д., лишь конкурентный процесс в целом обеспечивает равновесие во введенном нами смысле, т. е. равновесие как отсутствие потоков между частями системы. [c.123] Наличие институциональных ограничений в экономике долго приводило в замешательство экономистов неоклассической школы. Интересно отметить, что Р. Коуз в своей известной статье 10.8 задает, казалось бы, странный вопрос, но неожиданный только для того, кто воспринимает мир через неоклассическую онтологию почему суш ествуют фирмы Действительно, почему часть трансакций оказывается интегрирована внутрь корпораций, вместо того чтобы осуш ествляться через рыночные отношения Ответ на подобные вопросы потребовал пересмотра методологии экономических исследований. Вместе с проблемой фундаментальной неопределенности, интерес к которой был инициирован работами Найта 10.9 и Кейнса 10.10 , а также тем акцентом на важности изучения человеческих действий в условиях неопределенности, который делали все представители Австрийской школы после фон Мизеса 10.11 , институциональный анализ заставил теоретиков перейти от изучения равновесия к изучению эволюции экономических институтов. Основная идея этого перехода состояла в том, чтобы на уровне эволюционного процесса в целом попытаться обнаружить то, что не удается обнаружить в деятельности отдельного субъекта рынка (реализацию максимизации полезности) из-за неопределенности и институциональных ограничений. [c.124] Вернуться к основной статье