ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Технический рисунок в прямоугольной изометрии из "Курс начертательной геометрии " Особенности технического рисунка. Техническое рисование несколько отличается от обычного рисования с натуры. Рисуя предмет с натуры, мы стараемся дать изображение, возможно более близкое к тому, которое воспринимаем глазом, т. е. изображаем предмет в центральной проекции (перспективе). При этом каждый из рисующих изображает предмет со своей точки зрения. Поэтому рисунки, выполненные различными лицами, могут сильно отличаться друг от друга. [c.354] В техническом же рисовании мы изображаем предмет в какой-нибудь определенной аксонометрической проекции, например в прямоугольной изометрии. При этом- обычно аксонометрические оси направляются вдоль осей симметрии. Таким образом, приступая к выполнению технического рисунка, приходится с самого начала решить, как будут расположены основные грани изображаемого предмета по отношению к аксонометрическим осям. Этим выбором определяется в значительной мере форма изображения. [c.354] например, на горизонтальной поверхности стола лежит предмет с круглым основанием, то соответствующая окружность будет представляться нам более или менее растянутым эллипсом. Его форма зависит от того, под каким углом мы смотрим на окружность. Чем более острый угол составляет луч зрения с плоскостью окружности, тем больше будет вытянут соответствующий ей эллипс. Если же мы изображаем тот же предмет в прямоугольной изометрии, то упомянутый эллипс имеет вполне определенную форму, так как здесь зафиксировано одно и то же условное положение наблюдателя независимо от его фактического местонахождения. [c.354] изображая предмет с натуры таким, каким он нам представляется, важно сохранять по отношению к нему неизменное положение. Как только взаимное расположение предмета и наблюдателя изменится, то изменится и вид предмета, а следовательно, другим должен стать и искомый рисунок. В техническом же рисовании взаимное расположение наблюдателя и изображаемого предмета определяется выбором положения аксонометрических осей. Он фактически строит (только не прибегая к измерениям) вполне определенную аксонометрическую проекцию. Различие состоит лишь в том, что все линии проводятся без чертежных инструментов (линейки, циркуля и т. д.) и рисующему не известны фактические размеры изображаемого предмета. [c.354] Рисунки плоских фигур. Прежде чем приступить к выполнению рисунков геометрических тел и технических деталей, следует поупражняться в выполнении рисунков плоских фигур, помещая их в различные координатные плоскости. В рассматриваемых примерах мы располагаем изображаемую фигуру в горизонтальной плоскости (рис. 375). [c.355] После этого проведем прямую параллельно какой-нибудь аксонометрической оси (б). Наметим на ней деления, перенумерованные нами на прямой ЛШ. Через точки делений проведем прямые, параллельные второй оси, и на них отложим отрезки, равные соответствующим отрезкам на рис. (а). Так, например, отрезки Л5 и 5В соответственно равны друг другу на обоих рисунках. Концы этих отрезков соединяем плавной линией (в). [c.356] Рассмотрим пример выполнения технического рисунка, иллюстрирующий применение этих правил. [c.356] Задача 128. Выполнить изометрический рисунок предмета по его ортогональным проекциям (рис. 376, а). В данном случае вместо фактического осмотра предмета нам придется сначала представить сеЗе его форму, а затем уже проанализировать его пропорции. [c.357] Высота этого параллелепипеда почти в два раза больше длины, а ширина — в четыре-пять раз меньше длины. Исходя из этого, мы построим прямоугольный параллелепипед, расположив его ребра вдоль аксонометрических осей (рис. 376, б). [c.357] При этом нужно прикинуть, какую часть по высоте и по ширине занимает отверстие. Выясните, сколько раз расстояние от основания до нижнего края отверстия уложится в высоте отверстия. Что больше — высота отверстия или расстояние от верхнего края отверстия до самого верха и на сколько Сравните размеры отверстия с шириной всего предмета и т. д. [c.358] Чем больше будет сделано таких сравнений, тем правильнее будет рисунок. Попутно тренируется чувство пропорций. [c.358] Примечание. При построении наглядного изображения мы часто поступаем аналогично скульптору, который берет кусок мрамора и постепенно отсекает лишние части. Так же и мы сначала строим общий объем всего предмета, игнорируя его подробности, углубления, отверстия и т. п. Затем постепенно удаляем отдельные его части. [c.358] Если же мы предполагаем сделать вырез для того, чтобы показать внутреннюю область, то иногда целесообразно с этого и начать построение. Иными словами, сначала наметить общую форму без подробностей, затем удалить некоторую его часть, ближайшую к наблюдателю, и тогда уже заняться выявлением всех его деталей. [c.358] Следует при этом заметить, что невидимые линии стоит проводить лишь в том случае, когда без них может быть неправильно истолковано изображение. Лучше же избегать их. [c.358] Задача 129. Выполнить рисунок втулки (рис. 377). [c.358] На рис. 378, б изображены ромбы, соответствующие квадратам, в которые можно вписать эти три окружности. [c.358] Выполнение рисунка втулки. [c.359] Часть этих упражнений следует выполнить с помощью чертежных инструментов, а часть ОТ руки И на глаз. [c.360] Вернуться к основной статье