ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Архитектура городских мостов и транспортных сооружений из "Проектирование транспортных сооружений Издание 2 " Городские мосты, путепроводы и эстакады — большие и ответственные сооружения. Наряду с основным назначением — пропуском транспортных потоков через препятствия — они являются важными элементами в формировании облика города. Именно мостовые сооружения придают неповторимость городам и архитектурным ансамблям. Построенные в 30-е годы вблизи Московского Кремля Москворецкий и Большой Каменный мосты (рис. 1.8) не только удачно вписались в городской пейзаж, но и позволили совершенно по-новому организовать пространства от набережной в сторону к Государственному историческому музею и старому зданию Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. [c.25] Академик Г. П. Передерий говорил, что мост должен быть прочным, в должной мере долговечным и красивым. Только после этого можно требовать экономичности. Используя пропорции, ритм, масштаб, фактуру, цвет, приемы нюанса и контраста и другие средства архитектурно-художественной выразительности, проектировщик может создать сооружение, в котором функциональная и техническая целесообразность сочетаются с художественной законченностью [221. [c.25] Важное значение при выборе общего облика городского моста имеет вид на него со стороны реки и прилегающих набережных. При несоблюдении масштабного соотношения между сооружением и окружающей застройкой мост зрительно может казаться чрезмерно большим, подавляющим своими размерами вблизи расположенные здания, или, наоборот, незначительным. Силуэт моста должен соответствовать характеру данной местности или противопоставляться ему, подчеркивая тем самым наиболее интересные особенности городской панорамы. При проектировании необходимо учитывать все возможные ракурсы совместно с окружающими мост постройками. Нужно также принимать во внимание открывающийся вид со стороны городских транспортных сооружений. [c.26] При взгляде на мост или транспортное сооружение издали основное впечатление создают их силуэт и общие формы. Художественное выражение работы конструкции и материала в архитектуре называют тектоникой. Такие оценки, как легкий , тяжелый , массивный , — итог зрительного восприятия тектонических особенностей сооружения. [c.26] В мостовых конструкциях, не представляющих в распоряжение проектировщика и архитектора большого набора средств архитектурной выразительности, удачные пропорции во многом определяют облик сооружения. Вид эстакады со стороны должен создавать впечатление легкости сооружения. Для этого стремятся конструктивно и зрительно уменьшить строительную высоту пролетных строений перильные ограждения выполняют с редко расположенными стойками, увеличивают вылет свесов верхней плиты пролетных строений, чтобы тень от них как бы уменьшала высоту главных балок, применяют плитные и коробчатые несущие конструкции малой высоты. [c.27] Еще одним средством архитектурной композиции является ритмическое повторение элементов сооружения. В протяженных железобетонных эстакадах с одинаковыми пролетами ряд опор и гладкая поверхность пролетного строения создают основную ритмическую тему композиции (рис. 1.10). В стальных эстакадах эта тема может быть дополнена ритмом вертикальных ребер жесткости стенок пролетного строения, консолями поперечных балок, подкосами. Нечеткий и сложный ритм в мостовых сооружениях следует избегать. [c.27] Формы пролетных строений и опор эстакад должны гармонировать. Наиболее сложно бывает увязать современные городские эстакады со старой окружающей застройкой. В этом случае целесообразно применять различные архитектурные детали, фактуру наружных поверхностей конструкций, а также назначать формы опор, гармонирующие со стилем застройки. [c.28] Архитектура пешеходных мостов, устраиваемых в городских парках или зонах отдыха, должна соответствовать композиционному замыслу этих территорий. Архитектура набережных определяется в основном задачами восприятия речного пространства и мостов пассажирами судов и пешеходами. Подпорные стены набережных облицовывают камнем или оставляют бетонные поверхности свободными, чтобы обеспечить гармонию с фактурой материала зданий, расположенных вдоль набережных. При уширении набережных эстакадами желательно предусматривать декоративные щиты, закрывающие опоры эстакады. [c.28] Важное значение для создания благоприятного архитектурного облика набережных имеет вид парапетов. Сплошные каменные парапеты ухудшают обзорность как пассажирам речных судов, так и автомобилей, перемещающихся вдоль набережных, и поэтому парапеты сквозной конструкции более предпочтительны. [c.28] Историческое развитие городских мостов и транспортных сооружений всегда было обусловлено общим развитием приемов строительства, появлением новых материалов, изобретением новых систем, научными исследованиями, разработкой и совершенствованием методов расчета. [c.28] Мостостроение как одна из отраслей строительства появилось уже в древние времена. Городские мосты на каждом историческом этапе выполняли особые функции. [c.28] Уже в 1 в. до н. э. в трактате Ветрувия есть указания на зарождение процесса проектирования сооружений, что означало переход от чисто ремесленной техники к сознательному творчеству [14]. [c.29] Установление феодальных отношений в Европе вызвало строительство мостов оборонного значения, которые вошли в систему крепостных ограждений. Мосты этого периода выполняли двоякую роль служили для пропуска растущего движения между городами и сельской местностью, а также входили в комплекс оборонительных сооружений города (XII — XVII вв.). В это время каменные мосты, как правило, строили в городах. Они защищались оборонительными башнями, воротами и часто имели разводные или подъемные пролетные строения. [c.29] Характерной особенностью этого времени стали сложность и многообразие форм, ломаная линия проезжей части как на фасаде, так и в плане. Все это создало дополнительные возможности для обороны и находилось в соответствии со стесненной застройкой средневекового города. Общий подъем строительного искусства в эпоху позднего средневековья отразился и на мостах. Совершенствование каменных конструкций позволило возводить мосты с пролетами до 40—50 м, перекрытых сводами различной пологости (рис. 1.11, а). Нередки стали случаи украшения мостов скульптурами. Характерной особенностью деревянных мостов становится крыша. Она значительно продлевала срок службы и придавала сооружениям своеобразный облик (рис. 1.11, б). [c.29] В этот период на Руси для возведения мостов широко применяли деревянные готовые ( разборчатые ) конструкции. Первым каменным мостом в Москве был сохранившийся до нашего времени мост через р. Неглинку в Александровском саду, построенный в 1367 г. [c.29] К концу эпохи средневековья процесс проектирования мостов отделился от процесса постройки. Мостостроение выделилось из архитектуры в особую область техники. [c.29] На рубеже XV — XVI вв. города обрели достаточную независимость и сформировались как центры ремесленного производства и торговли. Уменьшилась внешняя опасность для городов, и оборонительные башни на мостах не возводили. В то же время положение многих мостов на оживленных городских торговых улицах сделало их удобным местом для торговли. На мостах появились лавки, жилые дома и даже церкви. Подобные мосты были во всех крупных городах Европы. Известны мосты-улицы в Париже, Милане, Флоренции, Москве (Большой Каменный мост), Лондоне (торговые постройки просуществовали до XIX в.) и многих других городах (рис. 1.12). [c.29] Несмотря на известный прогресс в конструкции каменных мостов, они не могли удовлетворить потребности развивающихся путей сообщения вследствие своей большой стоимости, трудоемкости работ и длительности постройки. [c.29] ПОДНОСНЫХ и арочных систем. Уже в конце XVIII в. в деревянных мостах были достигнуты пролеты более 1(Ю м. К этому периоду относится и начало применения металла в мостах (чугунный арочный мост через р. Северн в Англии, 1779 г.). Чугунные городские арочные мосты были распространены во всех странах в течение всего XIX в. Конец XVIII в. характеризуется также применением железа для цепей висячих мостов, первые из которых были построены в Америке. Россия была первой страной в Европе, где появились висячие мосты (20-е годы XIX в.). Мосты висячей системы лучше отвечали требованиям эксплуатации, были относительно дешевы, их строительство быстро окупалось. [c.31] Во второй половине XIX в. появляются и развиваются железные дороги и зарождается автомобильный транспорт. Городские мосты ранних построек перестали удовлетворять возросшей интенсивности движения. Задачам массового строительства в наибольшей степени стали отвечать металлические мосты с пролетными строениями в виде балочных ферм. [c.31] Вернуться к основной статье