ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Корректирующее кодирование из "Цифровая звукозапись " Вопросы корректирующего кодирования сигналов для пере дачи их по каналам связи в настоящее время хорошо разрабо таны, и имеется обширная литература в этой области, наприме [23, 24]. [c.26] Канал записи — воспроизведения в отличие от каналов связи при прохождении сигналов вносит временные искажения, и в нем наблюдается группирование ошибок (вызванных выпадениями сигнала). Рассмотрим именно эти особенности канала и определим требования к корректирующему коду с учетом специфики звуковых сигналов. [c.27] Звуковой сигнал представляет собой нестационарный процесс со слабо выраженными корреляционными свойствами и регулярностью структуры (по сравнению, например, с сигналом телевизионного изображения). Цифровые ошибки, возникающие при передаче звукового сигнала, вносят нерегулярности в воспроизводимый сигнал, прослушиваемые как неприятные на слух щелчки, громкость которых зависит от разрядности пораженного бита. С этим явлением борются двумя способами исправлением ошибок и их маскированием. Исправляют ошибки путем корректирующего кодирования. Маскируют их, применяя интерполяцию. Правда, возможности интерполяции при восстановлении звука значительно меньше, чем при восстановлении телевизионного изображения, из-за слабой корреляции звукового сигнала. [c.27] Временные искажения в канале записи — воспроизведения деформируют сигнал, и восстановление его временного масштаба затруднительно из-за отсутствия регулярности структуры. Чтобы избежать временных искажений и возможных при этом ошибок, применяют блочное кодирование. Сигнал по времени разбивают на блоки, помеченные специальными синхрословами, ч при воспроизведении по этим меткам времени восстанавливают правильные временные соотношения. Итак, первое требование к коду он должен быть блочным. [c.27] В показанном на рисунке примере поражены ошибкой символы 21— 25, которые невозможно исправить с помощью про верочных символов 621— 23 кода в направлении В. В то ж время ошибочность этих символов легко обнаруживают с по мощью проверочных символов С —С5 при кодировании в на правлении С. Пересечение соответствующих столбцов и стро дает координату ошибки, и она легко исправляется. Возможн дополнительное координирование в направлении О, что повы шает корректирующую способность этого (уже трехкаскадного кода. [c.28] Символы в рассмотренных примерах могут быть как однобитовыми, так и многобитовыми (слова). Часто используют символы с длиной 2 п — целое число). Значения этих символов выбирают из некоторого семейства (поля) символов, построенного по определенному правилу (поле Галуа 0Р 2 )). Таким образом строят, например, коды Рида—-Соломона, которые широко используют при цифровой записи. [c.29] Число вариантов декодирования расширяется при использовании обнаруживающей способности избыточных канальных кодов. [c.29] Стратегию корректирующего декодирования выбирают с учетом статистики ошибок, обнаруживающей и исправляющей способностей внутренних и внешнего кодов [25—27] и используемого шага перемежения. При этом, конечно, учитывают и критерии качества воспроизводимого сигнала. При ограниченной избыточности кодов всегда существует вероятность пропуска ошибок (их необнаружение и (или) неисправление). Если ошибка обнаружена и ее невозможно исправить, то в крайнем случае ее можно маскировать. Необнаруженную ошибку невозможно маскировать, и она всегда приведет к заметному искажению сигнала. Поэтому стратегию декодирования часто основывают на минимизации числа пропущенных ошибок. [c.29] На практике корректирующие коды для звукозаписи выбирают с большим запасом по обнаруживающей и исправляющей способностям, для того чтобы не допустить пропуска ошибок даже в неблагоприятных ситуациях, которые могут возникнуть при продолжительной эксплуатации оборудования и фонограмм нли при длительных сроках хранения последних. Отдельные особенности корректирующего кодирования рассмотрены ниже при описании конкретных способов и устройств цифровой записи. вука. [c.29] Вернуться к основной статье