ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Звук из "Звук, ультразвук, инфразвук " Что такое звук Учебник ответит сухо и строго звук — это упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. [c.3] Мы живем в мире звуков. Мы их слышим всюду — в поле, в лесу, дома и вне его. Звуки для нас — источник разного рода информации, которая в целом ряде случаев воспринимается нами субъективно — пример тому процитированный выше отрывок из повести Гоголя. Благодаря звуку наши мысли обретают плоть, и мы получаем возможность общаться друг с другом. [c.3] Вряд ли можно усмотреть преувеличение в утверждении, что мир звуков столь же разнообразен, как и мир красок — цвета. [c.3] Но все это слышимые звуки. А есть звуки, которые не воспринимаются человеческим ухом, мы их не слышим. Отсюда их название — неслышимые звуки . Название не столько научное, сколько бытовое, потому что в науке весь ряд неслышимых звуков имеет свою классификацию гиперзвук, ультразвук и инфразвук. [c.3] В развитии науки о неслышимых звуках видная роль принадлежит отечественным ученым. Открытые в самом начале XX века неслышимые звуки сразу привлекли к себе внимание исследователей, работающих в самых различных областях науки и техники. Наша страна является родиной практического использования ультразвуков. Впервые их применил в своих исследованиях великий русский физик Петр Николаевич Лебедев. С тех пор наши соотечественники идут в первых рядах исследователей неслышимых звуков, открывая все новые возможности их применения на практике. [c.4] Физическая сущность слышимых и неслышимых звуков одна и та же. Почему же именно ультразвуковой диапазон привлек внимание ученых самых различных специальностей Дело в том, что ультразвуки имеют некоторые особенности по сравнению со звуками слышимого диапазона. В ультразвуковом диапазоне сравнительно легко получить направленное излучение он хорошо поддается фокусировке, в результате чего повышается интенсивность ультразвукового поля на определенном участке. Распространение ультразвука в газах, жидкостях и твердых телах сопровождается новыми интереснейшими явлениями, многие из которых нашли практическое применение в различных областях науки и техники. [c.4] Все большую роль ультразвук начинает играть в научных исследованиях. Успешно проведены теоретические и экспериментальные исследования в области ультразвуковой кавитации и акустических течений, позволившие разработать новые технологические процессы. Формируется новое направление в химии — ультразвуковая химия, то есть химия, использующая ультразвук для ускорения химико-технологических процессов. Научные исследования в области физики способствовали зарождению нового раздела акустики — молекулярной акустики, изучающей молекулярное взаимодействие звуковых волн с веществом. Возникли новые области применения ультразвука интроскопия, голография, квантовая акустика, ультразвуковая фазометрия, акустоэлектроника и др. [c.5] Одновременно с теоретическими и экспериментальными исследованиями выполнено много практических работ. Разработаны и внедрены в производство универсальные и специальные ультразвуковые приборы, станки, агрегаты, установки. Созданы и уже применяются ультразвуковые автоматы включенные в поточные линии, они позволяют значительно повысить производительность труда, эффективность производства и улучшить качество продукции. [c.5] Книга познакомит читателей с направлениями научных и теоретических поисков в этой очень перспективной и важной отрасли знаний, а также с некоторыми областями практического применения ультразвука. В первых разделах книги приводятся элементарные сведения о физической сущности звука. В последующих разделах рассказывается об особенностях ультразвуковых эффектов, которые используются или могут быть использованы в научных исследованиях и различных отраслях промышленности, направленных на повышение эффективности производственных процессов и улучшение качества изделий. [c.5] Автор выражает сердечную благодарность доктору технических наук О. В. Абрамову, а также И. А. Антоновой и Н. А. Мисиюк за помощь при подготовке книги к переизданию. [c.6] Звуки всегда служили людям средством связи и общения друг с другом, средством познания мира и овладения тайнами природы. Они по-разному воздействуют на человека радуют и раздражают, успокаивают н придают силы, ласкают слух и пугают своей неожиданностью. [c.8] В глубокой древности звук казался людям удивительным, таинственным порождением сверхъестественной силы. Они верили, что звуки могут укрощать диких животных, сдвигать скалы и горы, преграждать путь воде, вызывать дождь, творить другие чудеса. [c.8] Большое место в жизни древних людей занимали определенным образом организованные звуки — то, что позднее получило название музыки. Древнеегипетские жрецы, заметив удивительное воздействие музыки на человека, считали, что в ней заключена магическая сила, и старались использовать ее в своих целях. Они воздействовали на воображение и психику людей, подчиняя их своей воле. Умело подобранная музыка, ритмичные звуки барабанов, гонгов, мелодичный перезвон колоколов порождали религиозный экстаз и умиление. Ни один праздник не обходился без ритуальных (обрядовых) песнопений под аккомпанемент систра. В католических костелах играет орган, поет хор, православные церкви также пе обходятся без пения. Колокольный перезвон был привычным явлением на Руси. [c.8] Отнюдь не случайно музыка стала обязательным элементом, скорее, даже формой религиозных обрядов, богослужений и в христианской церкви, ибо музыка — мощное средство воздействия на чувства верующих. [c.8] Историки считают, что нотная грамота, то есть способ записывать музыкальную информацию для хранения, воспроизведения и передачи,— это изобретение народов, населявших в древние времена Индию. Она имела те же семь нот, что и сейчас, но названия у них были другие са, ре, га, ма, па, дха, ни. [c.8] В соответствии с тогдашним мировоззрением и мировосприятием людей каждая из этих нот отражала определенное состояние души са и ма — спокойствие, умиротворение, га и дха — торжественность, ре — гнев, па — радость, ни — печаль. [c.8] Современная теория музыки свободна, конечно, от такого мистического толкования отдельных звуков, однако ее, как и прежде, интересуют законы гармонии, сила и каналы воздействия музыкальных образов на психику людей, место и роль музыки в художественном познании и освоении мира. [c.9] Одними из первых у человека появились струнные музыкальные инструменты. Вероятно, прообразом их стал лук, точнее, стягивающая его тетива. Постепенно из века в век инструменты совершенствовались и видоизменялись, так возникли, по-видимому, арфы, скрипки, гитары и другие смычковые и щипковые музыкальные инструменты. [c.9] Попытки понять и изучить звук предпринимались еще до нашей эры. Греческий ученый и философ Пифагор, живший две с половиной тысячи лет назад, ставил различные опыты со звуками, так называемые акустические опыты. Он первым доказал, что низкие тона в музыкальных инструментах присущи длинным струнам. При укорочении струны вдвое звук ее повысится на целую октаву. Открытие Пифагора положило начало науке акустике (и теории музыки заодно). [c.10] Вернуться к основной статье