ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Объёмный и частотный оптимумы реверберации из "Электроакустика " На рис. 241 приводится график оптимальных значений времени стандартной реверберации на частоте 500 гц в зависимости от кубатуры аудитории эти значения рекомендованы В. О. Кнуд-сеном — одним из современных специалистов в области архитектурной акустики. Наименьшие значения рекомендуются для речевых аудиторий (лекционные залы, залы заседаний и собраний). [c.413] Отметим, что более быстрый подъём кривой при больших кубатурах ( 10 ООО ж ) обусловлен тем, что излучаемая оратором акустическая мош,ность ограничена, причём для обеспечения достаточного уровня громкости неусиленной речи в больших аудиториях приходится использовать отражённую энергию эффективнее, чем в помеш,еннях меньшего размера. [c.414] Оптимумы реверберации для музыкальных аудиторий (концертные залы, оперные театры) занимают, как видно из графика, довольно широкую полосу значений при заданной кубатуре поме-ш,ения. Это связано с тем, что музыкальные произведения различного характера и стиля требуют различного времени реверберации, меняющегося в известных пределах от минимальных значений для лёгкой и мелодичной музыки Моцарта или Верди, очевидно уже недостаточных для надлежащего впечатления от драматической музыки Вагнера, до максимальных длительностей, характерных для величественной и медленной органной музыки. Естественно, что разнообразие стилей вносит некоторую неопределённость в задачу, разрешаемую проектировщиком в тех случаях, когда проектируемая аудитория предназначается для слушания музыки различного характера. В таких случаях приходится выбирать компромиссное решение в известной мере такие компромиссы оправдываются тем, что человеческое ухо не замечает отклонений от оТЕтимума порядка 10 /о. [c.414] Отметим, далее, что помещения, предназначенные для электроакустической передачи звука (радиостудии, звуковые киноателье) требуют несколько пониженной реверберации по сравнению с помещениями, в которых звук слушается непосредственно. Это объясняется, во-первых, наложением процессов отзвука в помещениях, где происходит воспроизведение звука (ср. 93), и, во-вторых, тем, что при непосредственном слушании бинауральное восприятие (т. е. слушание двумя ушами, позволяющее ориентироваться в направлении прихода звуковых волн) даёт слушателю возможность сосредоточить внимание на прямом звуке и до известной степени психологически изолироваться от диффузных отражений. [c.414] Уменьшение оптимумов реверберации в звуковых кинотеатрах объясняется, главным образом, повышенным (по сравнению с натурой) уровнем воспроизведения, что приводит к удлинению времени отзвука. [c.414] Вернуться к основной статье