ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Задачи и метод архитектурной акустики из "Электроакустика " Всё сказанное сохраняет своё значение и в применении к помещениям, предназначенным для слушания музыки. Каждый такт музыкального произведения, каждая музыкальная фраза представляют собой последовательности звуковых импульсов, подвергающихся в аудитории процессу постепенного отзвука. Понятно, что при затянутом отзвуке фен, получающийся при суперпозиции ряда медленно затихающих импульсов, нарушает нормальное восприятие музыки тем сильнее, чем быстрее темп музыкального произведения. На примере музыки легко уяснить себе и другую сторону дела акустическим дефектом помещения может явиться не только чрезмерная длительность отзвука, но также и недостаточная его продолжительность. Действительно, при очень быстром отзвуке (т. е. при значительном поглощении звука) музыка звучит сухо, утрачивая ту связность звучания, к которой мы привыкли при слушании концертной музыки в качестве ОДНОГО из факторов её эстетического воздействия. В известной мере это относится и к слушанию речи хотя при коротком отзвуке разборчивость речи вполне удовлетворительна, зато своеобразная безжизненность её звучания в заглушённохм помещении ощущается — особенно при восприятии художественного слова — как некоторый безусловно неприятный дефект. [c.383] Значение, которое приписывается длительности реверберации как критерию акустической оценки аудиторий, объясняет то обстоятельство, что теоретические интересы архитектурной акустики направлены в первую очередь на исследование нестационарных акустических процессов, к числу которых относится отзвук. Проблема стационарного режима имеет в акустике помещений второстепенное значение. [c.384] Если теперь мы попытаемся представить себе характер задачи, встающей перед нами при исследовании звукового поля в закрытом помещении — и притом независимо от того, идёт ли речь о стационарном или о нестационарном режиме,— то с очевидностью выясняется и тот метод исследования, следуя которому мы можем рассчитывать на получение практически пригодных результатов. В самом деле, через каждую точку в объёме помещения (если поглощение звука не слишком велико) одновременно проходит очень большое количество отражённых волн, движущихся по всевозможным направлениям. [c.384] Вернуться к основной статье