ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Световые модуляторы для оптической звукозаписи из "Электроакустика " Этим несоответствием и объясняется тот факт, что механическое звуковоспроизведение не отличается высоким качеством. [c.293] В настоящее время фотографическая звукр-запись ведётся, главным образом, по способу переменной ширины, в котором со звуковой частотой меняется не освещённость, но ширина пишущего светового штриха. После проявления фонограмма имеет вид дорожки, прозрачная часть которой отделена от непрозрачной части границей, отображающей форму записанных звуковых колебаний (рис. 166). Для оптической записи по способу переменной ширины были разработаны разнообразные конструкции световых модуляторов, представляющих собой струнные или зеркальные осциллографы. Один из современных типов изображён схематически на рис. 167 это — электромагнитный зеркальный осциллограф, преобразующий переменный ток звуковой частоты в механические колебания зеркальца, отражающего на плёнку световой поток, излучаемый лампой накаливания. [c.294] При смещении конца якоря на величину х полуцилин-дрическая опора, а вместе с ней и зеркальце поворачиваются на угол 9 = у, где а—радиус цилиндра таким образом поперечные колебания якоря преобразуются в угловые колебания зеркальца. [c.295] Простым способом усовершенствования описанной схемы является изменение формы выреза в диафрагме — замена прямоугольного отверстия отверстием в форме равнобедренного треугольника. Положение светового треугольника на диафрагме со щелью и направление его движения при колебаниях зеркальца осциллографа показаны в верхней части рис. 169, Ь. В отсутствии модуляции световой треугольник покрывает щель таким образом, что границы осве щённой части отстоят от концов щели на расстоянии равном четверти её длины при колебаниях светового тре угольника в направлении, перпендикулярном к длине щели на плёнке записываются две симметричные фонограммы, как это показано в нижней части рис. 169, Ь. Очевидно, что применение двойной симметричной записи эквивалентно увеличению чувствительности осциллографа для достижения полной глубины- модуляции требуется меньшая амплитуда колебаний зеркальца. [c.296] Дальнейшее развитие этой идеи приводит к применению диафрагм с вырезом пилообразной формы (рис. 170) это соответствует увеличению числа световых треугольников, причём получается так называемая многодорожная запись. [c.296] Необходимо, далее, указать на мероприятия по обесшум-ливанию оптической фонограммы. Дело в том, что при прохождении света через прозрачную часть фонограммы-позитива (в процессе звуковой кинопроекции) модуляция светового потока, падающего на фотоэлемент, происходит не только за счёт имеющейся записи, но и за счёт зернистости эмульсии и различных её неоднородностей эта последняя паразитная модуляция даёт нежелательный шумовой фон, уровень которого определяется относительной площадью прозрачных частей фонограммы ). Площадь прозрачной части особенно велика при записи тихих звуков, когда шумовой фон становится очень заметным благодаря малому уровню полезного сигнала. [c.297] Вернуться к основной статье