ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Фазовые соотношения тонов, переходные процессы и адаптация слуха из "Акустика музыкальных инструментов " Как показывает опыт, фазовые соотношения тонов сложного звука не оказывают на его восприятие сколько-нибудь заметного влияния, если эти соотношения не изменяются во времени. Форма же звукового сигнала от соотношения фаз тонов может существенно изменяться (рис. 2.19). Несмотря на существенные различия форм сигналов ухо воспринимает их при постоянстве амплитуд гармоник как абсолютно идентичные сигналы. Однако форма сигнала имеет существенное значение для электроакустического тракта, так как различные амплитуды воспроизводимых сигналов требуют различных динамических диапазонов тракта. [c.70] Важное свойство слуха — способность адаптации к изменяющейся звуковой ситуации. Процесс адаптации заключается в том, что при воздействии на орган слуха достаточно громкими звуками слух постепенно начинает притупляться, воспринимая их как менее громкие. Например, скачкообразное включение звука с частотой 1 кГц и уровнем интенсивности 94 дБ ухом воспринимается как увеличение уровня громкости на 94 фон (рис. 2.23, а). В результате притупления слуха уже через 2 мин ухо воспринимает этот звук как новый с уровнем громкости 85 фон. Повторное увеличение интенсивности звука скачком на 6 дБ ухо воспринимает как увеличение уровня громкости на 9 фон, после чего слух снова притупляется, т. е. уровень громкости звука опять снижается. [c.72] При снижении интенсивности звука наблюдается процесс обострения слуха (рис. 2.23,5). Понижение уровня интенсивности звука на б дБ воспринимается ухом как уменьшение уровня громкости на 19 фон. Однако уже через 2 мин в результате обострения слуха этот звук воспринимается как новый с уровнем громкости на 10 фон выше предыдущего. [c.72] Степень адаптации слуха зависит от уровня громкости звука. Чем выше уровень громкости, тем больше степень адаптации. При слишком высоких уровнях громкости наблюдается процесс насыщения. [c.72] Вернуться к основной статье