ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Пороги амплитудной и частотной различимости музыкальных звуков из "Акустика музыкальных инструментов " Ухо наиболее чувствительно к амплитудной модуляции при частоте 2—8 Гц, причем экстремум наступает примерно при 4 Гц. При более высоких частотах чувствительность понижается (коэффициент модуляции растет), а при частотах модуляции более 70 Гц снова повышается. [c.63] Наиболее естественная музыкальная частота модуляции составляет 4—8 Гц (частота вибрато музыкальных звуков). При таких частотах вибрато приобретает своеобразную тембровую окраску, украшающую и оживляющую звук. При частотах 15—50 Гц амплитудное вибрато звучит неприятно и прослушивается как шероховатость тона. При частотах более 50 Гц начинают прослушиваться боковые составляющие тона, которые в рассматриваемом случае уже отстоят достаточно далеко от частоты 1000 Гц (см. рис. 2.14). Коэффициент воспринимаемой слухом амплитудной модуляции уменьшается с увеличением уровня интенсивности звука, причем эта тенденция сохраняется практически во всей области слышимых частот. [c.63] Изменение уровня интенсивности тона частоты 1000 Гц от 10 до 75 дБ приводит к уменьшению коэффициента модуляции в 10 раз (от 0,2 до 0,02) (рис. 2.15). При частоте 100 Гц коэффициент модуляции изменяется так же, но при увеличении уровня интенсивности с 35 до 90 дБ. [c.63] Глубина модуляции может увеличиваться до значительной величины, т. е. до т = 1. При дальнейшем увеличении модуляции (перемодуляции) будут слышны неприятные искажения звука. На практике коэффициент амплитудной модуляции редко превышает 0,5. [c.63] При малых уровнях интенсивности чувствительность уха к изменению частоты синусоидальных звуков меньше, чем при больших. Слышимость изменений модулируемого тона в значительной мере зависит от частоты этого тона и модулирующей частоты. С ростом частоты тона / дифференциальный порог Д/// становится мало зависимым от нее (рис. 2.16) [3]. [c.63] При увеличении частоты модулирующего сигнала чувствительность уха сначала несколько повышается (при частоте около 4 Гц — максимум), а затем падает. При частоте модуляции менее 4 Гц ухо воспринимает частотную (а равно и фазовую) модуляцию как качание звука, от 4 до 8 Гц — как музыкальное вибрато. Частота модуляции 10—13 Гц придает звуку некоторое подобие тремоло. Дальнейшее повышение модулирующей частоты примерно до 60 Гц при частоте тона 100 Гц придает звуку шероховатость , хриплость. При этом разницы в восприятии амплитудной и частотной модуляции практически не существует, если индекс частотной модуляции л численно равен коэффициенту амплитудной модуляции т, причем и т меньше единицы. При большей частоте тона ощущение шероховатости наступает при больших частотах модуляции [3]. Модуляция перестает восприниматься, и начинают прослушиваться боковые частоты модулированного тона, когда они выходят за пределы критической полосы слуха, т. е. Д/ 0,5А/кр, ухо воспринимает модулированные колебания уже как сложный звук, содержащий несколько простых тонов. [c.64] Вернуться к основной статье