ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Градация звуков и интервалов. Строи из "Акустика музыкальных инструментов " ИЛИ основными звуками, черным клавишам — производными рис. 2.9). [c.54] Музыкальный звукоряд, построенный только из основных звуков, называют диатоническим, а звукоряд, охватывающий все основные и дополнительные звуки, — хроматическим. Последовательность звуков, частоты которых кратны последовательному ряду натуральных чисел, называют натуральным звукорядом. Частичные тона (гармоники) сложных звуков представляют собой натуральный звукоряд. [c.54] Для правильного воспроизведения нотного письма приняты специальные обозначения нот по длительности. Длительность звуков измеряется в долях, которые образуются от деления целой единицы длительности на целые числа 2, 4, 8, 16, 32 и т. д. [c.55] При нотном письме иногда обозначают и длительность пауз. [c.55] Для этой цели применяют те же доли, что и для обозначения длительности звуков (рис. 2.11). [c.55] Высотное положение двух звуков образует интервал, представляющий собой расстояние между двумя ступенями звукоряда. [c.55] Нижний звук интервала называют основанием, верхний — вершиной. В зависимости от количества ступеней интервалы имеют свои названия (табл. 2.2). [c.56] Одновременное звучание трех и более звуков различной высоты называют аккордом. В музыкальной практике чаще употребляются аккорды, звуки которых располагаются по терциям. Аккорды такого строения подразделяют на трезвучия (из трех звуков), септаккорды (из четырех звуков), нонаккорды (из пяти звуков). Нижний звук в этих аккордах называют основным тоном, следующие за ним звуки — соответственно терцией, квинтой, септимой, ноной, или терциевым тоном, квинтовым тоном и т. д. Эти названия сохраняют и в том случае, когда аккорд составлен не по терциям. [c.56] В каждом музыкальном произведении звуки слажены между собой определенными закономерностями, благодаря которым мелодия звучит выразительно, а один из звуков тоника)—особенно твердо и устойчиво. Все остальные звуки оказываются привязанными (тяготеющими) к нему. Организация звуков вокруг устойчивого опорного звука называется ладом. Высотное положение лада называют тональностью. Наибольшее распространение получили мажорный и минорный лады. Мажорный лад соответствует бодрым, веселым, мужественным музыкальным произведениям. Минорный лад носит оттенок мягкости, грусти, печали. [c.56] Основное различие между мажорной и минорной тональностями заключается в неодинаковом относительном расположении полутонов в их звукорядах. Полутоны в минорном ладу находятся между второй и третьей, пятой и шестой ступенями. Если расположить все звуки, соответствующие белым клавишам, от ля одной октавы до ля следующей октавы, будет образована тональность ля минор. Интервалы между ступенями минорного лада составляют тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон. [c.57] В основе чистого строя лежит звукоряд, образованный интервалами, не имеющими биений. Для этого от отправной (исходной) ноты откладывают интервал квинты вверх и вниз. От каждой из этих нот откладывают пять ступеней гармонического ряда, а затем полученные ноты сводят в пределы одной октавы путем увеличения или понижения их частот в два раза. Достоинство такого строя — чистота звучания интервалов, недостаток— неравномерность ступеней звукоряда, что не позволяет осуществлять транспонирование произведений из одной тональности в другую при исполнении. В чистом строе частоты, например тон до-диез и ре-бемоль, не равны (табл. 2.3), поэтому в октаве требуется большое количество звуков, что делает непригодным этот строй для инструментов с фиксированной настройкой. [c.58] В основе равномерно-темперированного строя лежит равномерное деление высоты звуков в пределах одной октавы на 12 частей с постоянным отношением соседних звуков к = 2 / , см. табл. 2.3). При этом интервалы образуются с биениями. [c.58] Вернуться к основной статье