ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Интенсивность и уровни громкости из "Акустика музыкальных инструментов " Ухо способно воспринимать только те звуки, интенсивность которых выше порога слышимости, но меньше болевого порога ощущения. [c.46] За стандартный порог слышимости принимается при частоте 1000 Гц величина звукового давления ро, равная 2 10 Па, или интенсивности /о— Вт/м . [c.46] Порог болевого ощущения на той же частоте превышает порог слышимости примерно на 120 дБ (рис. 2.1). Пороги слышимости и болевого ощущения для различных частот звуков различны. Этим объясняется различное субъективное восприятие звуков различной частоты, но равной по величине интенсивности. Звуки равной интенсивности в диапазоне частот 1000...5000 Гц кажутся на слух более громкими, чем звуки других диапазонов частот. [c.46] Максимальное отношение звуковых давлений у порогов болевого ощущения и слышимости составляет порядка 10 , интенсивностей—10 , поэтому удобнее пользоваться не абсолютными, а относительными величинами. [c.46] При одинаковой интенсивности громкость звуков различной частоты различна, т. е. на разных частотах одинаковую громкость могут иметь звуки разной интепсивности (рис. 2.2). [c.47] Под уровнем громкости понимают некоторую безразмерную величину громкости Я, выраженную в десятичных логарифмах и равную по слуховому восприятию уровню интенсивности синусоидального звука частотой 1000 Гц. [c.47] Для расчета громкости синусоидального звука может быть использована экспериментальная кривая I (рис. 2.3), выражающая зависимость громкости звука от уровня громкости. Для расчета громкости в сонах иногда пользуются эмпирической формулой 5 = по которой построена прямая 2 (см. [c.48] Для расчета громкости можно также воспользоваться кривыми равной относительной громкости (рис. 2.4), аналогичными кривым равных уровней громкости (см. рис. 2.2). Применение кривых равной относительной громкости ограничивается случаями определения громкости одиночных синусоидальных звуков. [c.48] Ш — форте-фортиссимо (совсем громко). [c.48] Каждая ступень соответствует увеличению уровня громкости примерно на 9—12 фон, а весь динамический диапазон уровней громкости составляет 70—80 фон. Точного изменения уровня громкости при переходе с одной ступени на другую указать нельзя, так как такая градация зависит от индивидуальных вкусов музыкантов, условий окружающей среды, уровня проникающего шума и т. д. [c.48] Вернуться к основной статье