ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Механические концепции натуральной философии Р. Декарта из "Предыстория аналитической механики " У Декарта нет современного понятия массы тела, скорость определяется только величиной, поэтому его понятие количества движения отлично от современного, а теория удара оказалась ошибочной, как и объяснение причин притяжения тел. Но несомненно, что открытие двух фундаментальных законов (инерции и сохранения количества движения) оказало важнейшее влияние на все последующее развитие механики. [c.59] Статическая концепция Декарта ясно свидетельствует о преемственности идей Стевина, в частности, его принципа возможных перемещений (скоростей, работ). В работе Объяснение приспособлений, с помощью которых можно малой силой поднимать большие тяжести , приложенной к письму К. Гюйгенсу (5.10.1637), Декарт пишет Объяснение всех этих приспособлений основано на одном принципе, состоящем в том, что одной и той же силой можно поднять, например, груз в 100 фунтов на высоту 2 фута или груз в 200 фунтов на высоту в 1 фут.. . [187, с. 135]. Из дальнейших рассуждений автора видно, что под силой он понимает, в зависимости от задачи, либо момент, либо работу силы в их нынешнем понимании. [c.59] Знакомство с эпистолярным наследием Декарта убеждает, что принцип сомнений он применял не только в научной работе, но и в оценке творчества своих оппонентов, тщательно защищая личные взгляды и авторитет. Это ярко подтверждается его заочной полемикой с Галилеем, Робервалем, Боном по поводу большинства актуальных в тот период вопросов механики принципы равновесия тел, свойства инерции, притяжения и удара тел. [c.60] В своей полемике Декарт а) признает относительность покоя и движения и существование у тел инерционных свойств (более того, в письме Морену он указывает и меру инертности ... можно сказать по этому поводу, что чем больше материи вмещает тело, тем больше у него натуральной инерции [187, с. 158]) б) пытается понять физическую сущность удара тел и различает ударные силы и силы давления в) отвергает идею о наличии у всех тел свойства взаимного притяжения, взаимодействия, высказанную Робервалем в работе 1644 г. и в письме Ферма (1636) как развитие философии Аристарха Самосского г) вводит понятие центра качаний (d agitation) для тел, совершающих чисто вращательное движение вокруг неподвижной оси. [c.61] Отвечая на возражения Декарта, Роберваль подвергает критике метод определения этой точки, предложенный Декартом, и предлагает свой метод определения аналогичной точки, названной им центром удара (per ussion). К сожалению, взаимные упреки не способствовали решению проблемы и оставили ее открытой. И только решение Гюйгенсом, а позднее Я. и И. Бернулли, Лопиталем, Германном задачи о центре колебаний стало импульсом для создания теории механических колебаний и привело к пополнению арсенала механики новыми понятиями (в том числе, осевого момента инерции тела) и принципом построения динамических уравнений движения, ставшим прообразом принципа Даламбера. [c.61] Вернуться к основной статье