ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Механика эпохи Возрождения из "Предыстория аналитической механики " Подводя итоги более чем 18-векового пути развития науки (от Аристотеля) следует отметить, что эволюция механико-математичес-ких знаний в этот период проходила крайне низкими темпами. Состояние стагнации, переживаемое европейской цивилизацией после ярких успехов древнегреческой и римской культур, было следствием постепенных, но весьма радикальных перемен в системе общественных ценностей. [c.39] Длительные экономические трудности, затянувгпееся становление европейской государственности, бесконечные разругпительные войны, жесткий культ церкви привели к разрушению высокого авторитета культурных, образовательных и научных ценностей. Перемены в общественном сознании, как результат расширения сети учебных заведений (школ, училищ, университетов), возникновения новых естественнонаучных и технических задач, начинают проявляться только с XIV в. [c.39] Возрождение греко-римских культурных традиций, начавшееся в Италии, проявлялось в стремлении городской буржуазии возродить и даже превзойти легендарное великолепие и красоту Античности. Крупные богачи, захватившие власть в городах-государствах, подобно Медичи во Флоренции, соревновались друг с другом в поощрении архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и изящной литературы. В других странах Западной Европы разложение феодального общества и потеря могущества феодалами были использованы отдельными монархами преимущественно для укрепления своей централизованной власти. Этот процесс также сопровождался сооружением роскошных дворцов и поощрением архитектуры, искусств и литературы. [c.40] Развитию гуманитарного направления в культуре Западной Европы ХУ-ХУ1 вв. косвенно способствовало одно важное политическое событие — завоевание в 1453 г. Константинополя турками, приведшее к массовому бегству на Запад последних представителей византийский образованности. В эту эпоху начала бурно развиваться светская литература. Широко переиздавались в подлинниках и в переводе вновь открытые произведения античных писателей, поэтов, историков, философов и естествоиспытателей. Передовые слои общества получили возможность подняться до уровня образованности античной цивилизации. По этот этап Возрождения только намечал задачи развития естествознания, теоретическое мышление еще соответствовало уровню эллинистической эпохи. [c.40] Сторонник экспериментальных методов в естественных науках П. Кузанский свой труд О статических экспериментах написал в форме диалога между Оратором и Простаком , то есть человеком несведущим. В нем излагается целая программа экспериментальных количественных исследований с помощью весов и предлагается объяснение ряда явлений. Папример, рассматривается задача измерения продолжительности падения тел одинакового веса. В сочинении Об игре в мяч он развивает теорию Филопона о передаче и сохранении импетуса импетус ( напор ), передаваемый телом в начале движения, может в нем сохраняться или исчезать, передаваясь другим телам. [c.41] Идеи Леонардо да Винчи получили свое дальнейшее развитие в первую очередь в трудах его соотечественников — Н.Тартальи , Д. Кардано, Д. Бенедетти и Г. У. дель Монте. [c.43] Бенедетти — придворный математик (с 1567 г.) великого герцога Савойского — был ближайшим предшественником Стевина и Галилея, автором нескольких книг , обеспечивших ему европейскую популярность и обессмертивших его имя. Одной из главных движущих сил его творчества было неприятие физических воззрений Аристотеля. Это была конструктивная, доказательная критика, основанная не только на результатах экспериментов, но и на математической философии , то есть на использовании в доказательствах математических понятий, образов и методов. [c.45] В своей философской динамике Бенедетти пользуется математическими традициями и понятиями (центр тяжести, гидростатическая подъемная сила, импетус), восходящими к Архимеду и средневековым номиналистам. Он считает, что импетус, то есть двигатель , нельзя искать в окружающей среде (по Аристотелю), оказывающей сопротивление движению. Это внутреннее, вложенное свойство тела. Идея Тартальи о невозможности смещения естественного и насильственного движений также подвергается критике. Он поддерживает представление номиналистов о необходимости для начала движения толчка. [c.45] Размышляя о свойствах падающих тел, Бенедетти приходит к заключению, что тела с одинаковым удельным весом падают одинаково два тела одинаковой формы и одинакового рода, равные или неравные между собой, в одной и той же среде проходят равные расстояния за равное время [54, с. 55]. Суть доказательства сводится к двум положениям 1) скорость падения определяется не весом тела (как считал Аристотель), а архимедовой выталкивающей силой 2) понятие центра тяжести, заменяющее тело совокупностью его частей, позволяет считать, что все части тела падают так же, как и само тело. Траекторией естественного движения, по Бенедетти, является не вертикаль, а кратчайший путь ( природа всегда действует по кратчайшим путям ) между концентрическими сферами с центром в центре Земли. Ускорение тела при падении вызывается последовательным действием импетуса, непрерывно порождаемых движущим началом по мере удаления тела от начального положения. Таким образом, приняв за Оремом понятие ускорения, Бенедетти вводит переменную величину, значение которой отсчитывается от начального положения. [c.46] Говоря о главных достижениях механики ХУ-ХУ1 вв., можно отметить две важнейшие особенности этого периода значительное расширение круга прикладных задач и смену теоретической ориентации от натуральной философии Аристотеля — к математической философии . Обе эти тенденции получили развитие в работах ученых XVII в. [c.47] Вернуться к основной статье