ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Режимы работы дисплея из "Машинная графика и автоматизация проектирования " Одним из факторов, ограничивающих в настоящее время развитие графических систем, является предельная сложность изображения, которое можно вывести на экран без заметного мерцания или переполнения памяти, выделенной для списка изображения. Вообще же ограничения в значительной степени определяются техникой, используемой для генерации линий на экране дисплея. Простейшие методы обычно требуют как большого объема памяти, так и значительного времени работы и дисплейного пульта и ЭВМ. Более эффективные методы связаны с использованием сложного оборудования, однако они значительно сокращают время формирования изображения, тем самым позволяя увеличить объем графических данных, выводимых на экран. При этом одновременно уменьшаются занимаемый в памяти объем и количество выполняемых вычислений. В настоящем разделе рассматривается несколько различных режимов работы дисплейного пульта и даются их сравнительные оценки. [c.34] Значение признака сброса в 21-м разряде слова будет объяснено ниже. [c.34] На рис. 26 изображена в общем виде структура точечного дисплея с цифровым управлением. Устройство управления последовательно передает на дешифратор список слов, описывающих точки, подлежащие отображению на экране. Дешифратор направляет соответствующие коды координат точки на специальные X- и У-регистры. Эти регистры соединены с цифроаналоговыми преобразователями, выходные напряжения которых управляют отклонением луча ЭЛТ. После фиксированной задержки, необходимой для установки луча в требуемую точку, дешифратор выдает на ЭЛТ импульс яркости и на экране трубки возникает точка. Затем на X- и У-регистры можно передавать новые коды координат для следующей точки. Главными достоинствами точечного дисплея являются простота его схемы, а также отсутствие накопления ошибок, что объясняется использованием абсолютных координат для каждой воспроизводимой точки. [c.34] Схема дисплея, работающего в точечном режиме. [c.35] Следо(вательно, точечный дисплей может оказаться удобным для изображения множества отдельных точек или простых отрезков кривых, а когда требуется изображать непрерывные прямые и кривые, он крайне не эффективен. [c.35] В векторном дисплее с использованием цифрового преобразования в последовательность точек предусмотрены специальные цепи для получения по начальной и конечной точкам всех промежуточных изображаемых точек. Для простоты можно представить себе векторный дисплей аналогичным показанному на рис. 26, но с дешифратором, функции которого расширены. При изображении вектора дешифратор для каждого слова из буфера дисплея с заданными АХ и А формирует последовательность слов изображения точек. Такой дешифратор векторного слова можно построить аналогично цифровому дифференциальному анализатору, в котором генерируются импульсы с частотой, пропорциональной заданной величине, а затем эти импульсы подсчитываются либо интегрируются. Другим методом формирования последовательности точечных слов по векторному слову является метод двоичного умножения частоты . Если счетчик будет работать на частоте 10 МГц, а точки на линии будут располагаться с плотностью 4 точки/мм, то возможно достижение скоростей формирования составляющих вектора вдоль координатных осей порядка 0,4 мкс/мм. При этом время установления тока отклонения сведено к минимуму, так как последовательные точки расположены в непосредственной близости. [c.36] Еще один метод организации векторного дисплея (в котором высокая скорость записи достигается не за счет быстродействующих логических и счетных цепей) заключается в использовании аналоговой техники (рис. 27). При этом цифровые приращения АХ и АУ преобразуются в аналоговые сигналы напряжения. Эти сигналы проходят через вентили, управляемые импульсами стандартной длительности. Амплитуда выходных импульсов с этих вентилей соответствует заданной скорости развертки по осям X и . В дальнейшем эти импульсы подаются на вход аналоговых интеграторов, с выхода которых снимаются отклоняющие сигналы по осям X и У, а следовательно, координаты воспроизводимой на экране ЭЛТ точки. При таком способе на изображение любого вектора, независимо от его длины, уходит одно и то же время порядка 30—50 МКС. [c.36] Преимуществом режима коротких векторов является более экономная запись для полного дисплейного слова, описывающего вектор, требуется только 12 разрядов вместо 18 разрядов в обычном векторном режиме. Таким образом, в буфере дисплея объем требуемой памяти сокращается на одну треть. При этом короткий вектор может быть изображен менее чем за 200 мкс, чем в точечном режиме. [c.38] Идею экономии емкости памяти с помощью коротких векторов можно развить еще дальше, если воспользоваться шаговым режимом, который позволяет в одном 12-разрядном дисплейном слове поместить описание двух очень коротких векторов. Однако длина таких векторов может составлять лишь О, 1, 2, или 3 элементарных единиц — шагов. Ниже показан формат такого дисплейного слова. [c.38] Для того чтобы дисплей мог воспроизводить разные части изображения В оптимальном режиме, необходимо иметь возможность легкого перехода с одного режима работы на другой. Одним из способов достижения этой цели является выделение в каждом слове специальных разрядов, в которых указывался бы необходимый режим работы цифрового дешифратора дисплея. Так -как могут потребоваться, видимо, семь различных режимов работы дисплея (в том числе и нерассмотренных здесь), в каждом слове буфера дисплея потребуется выделить три разряда для указания режима. Однако очень часто один и тот же режим многократно должен использоваться подряд, прежде чем его сменит другой режим. Например, для изображения участка кривой будут необходимы сотни малых векторов в шаговом режиме, а уж затем для изображения отрезка прямой может потребоваться векторный режим. Поэтому использование трех разрядов в каждом слове для указания режима приводит к избыточности и неэффективному использованию памяти в буфере дисплея. [c.39] Другим способом указания режима может служить специальный параметр, который определяет режим работы дисплея. Этот параметр указывается в специальном слове установки режима. Режим в таких условиях может оставаться иеизменным до тех пор, пока не поступит очередное слово установки нового режима. Указанный процесс аналогичен использованию клавиш верхнего регистра в пишущей машинке. После ее переключения на верхний регистр все последующие символы изображаются прописными знаками до тех пор, пока не будет сделан обратный переход на нижний регистр. [c.39] В каждом дисплейном слове специальный разряд используется для указания того, что следующее слово содержит параметр режима, а не представляет обычное слово. Этот разряд носит название разряда сброса, потому что он позволяет переключить существующий в данный момент режим. В различных форматах дисплейного слова в качестве последнего разряда всюду указывается разряд сброса. Если значение этого разряда равно нулю, то режим работы дисплея предполагается неизменным при переходе к следующему дисплейному слову. Если значение разряда сброса равно единице, это означает, что в следующем слове будет задана установка нового режима. Преимущества выбора режима с помощью описанного аппарата переключения очевидны. Чтобы непосредственно указывать режим работы в каждом слове, требуется лишь один разряд вместо трех. При этом любая конкретная длина слова данной ЭВМ может быть использована эффективно. [c.39] Здесь лреяварительно в точечном режиме дается установка начальной точки на экране. Первое слово списка включает точечный режим, и следующее слово интерпретируется дисплеем в этом режиме. [c.40] Воспроизведение на экране рямых будут изображены на эк-линйй в точечном и векторном ре- ране. [c.40] Вернуться к основной статье