ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Дизайн. Основные положения из "Справочник конструктора " Дизайн является специфическим видом проектирования, объединившим художественное предметное творчество и инженерную практику в сфере индустриального производства. [c.94] В русском языке для обозначения практики дизайна сохранился термин художественное конструирование (художественное проектирование), а для обозначения теории дизайна — термин техническая эстетика. [c.94] Несмотря на то, что ведущей в объектах дизайнерского творчества является их практическая функция, их полезность для потребителей, главной среди основных профессиональных задач дизайна является удовлетворение эстетических потребностей людей в различных сферах их жизнедеятельности посредством закономерной упорядоченности и гармонизации изделий, составляющих предметно-пространственную среду. [c.94] Если в практике инженерного проектирования, имеющего свой круг утилитарно-практических и технико-экономических задач, отсутствует требование обязательности эстетического совершенства объекта разработки, а в практике чисто художественного творчества все внимание сосредоточено на достижении художественной образности и эстетической выразительности произведения искусства, то в практике дизайна сливаются воедино утилитарно-технические и художественные задачи разработки объекта художественного творчества [4]. [c.94] Объектом дизайна может стать практически любое техническое промышленное изделие (набор изделий, комплекс, система, сооружение, ансамбль, не относящиеся к сфере архитектуры), используемое в любой среде жизнедеятельности людей, где социально-куль-турно обусловлено (в большей или меньшей степени) человеческое общение. [c.94] Потребность в создании и восприятии эстетически значимых объектов рождается потребностью в человеческом общении. Чем выше роль этого общения, тем выше потребность в красоте и, следовательно, в дизайне, и наоборот. [c.94] Все огромное номенклатурно-типоло-гическое разнообразие объектов дизайна целесообразно сгруппировать по признаку особенностей подхода к решению творческих задач их художественно-об-разного моделирования. [c.94] Такой подход позволяет подразделить объекты дизайна на следующие 12 групп. [c.95] Внутри этих групп возможна более подробная систематизация входящих в них объектов разных подгрупп, видов, подвидов и типов, определяющая специфику дизайнерского подхода к их разработке в зависимости от среды жизнедеятельности людей, сферы функционирования объектов, ситуаций использования (эксплуатации) изделий, особенностей их функций, морфологии, технологии и социально-культурной сущности для человека (группы людей). [c.95] Предметом дизайнерской деятельности (т. е. тем, на что направлена деятельность дизайнера) является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в которой отражается целостное значение его потребительной ценности. Это означает художественное осмысление и воплощение в форме сущности объекта как потребительной стоимости в совокупности всех поддающихся визуализации его потребительских свойств. [c.95] Основными социально значимыми задачами дизайна являются. [c.95] Вернуться к основной статье