ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Определение светостойкости пигментов при искусственном освещении из "Испытания лакокрасочных материалов и покрытий " Светостойкостью пигмента называется свойство пигмента сохранять при действии солнечного света постоянство оттенка. Абсолютно светостойких пигментов не существует под действием солнечного света оттенок всех неорганических и органических пигментов в большей или меньшей степени изменяется. Различие между отдельными пигментами наблюдается только в сроке наступления этих изменений. Некоторые пигменты под влиянием света становятся светлее, выгорают, теряют свой основной цвет и приобретают серый или пестрый оттенок такое явление называется обесцвечиванием ъъш.ъо.1атЫ). К пигментам, которые сравнительно быстро обесцвечиваются, относится большинство органических веществ. [c.93] Действие света может вызывать обесцвечивание или потемнение пигментов недостаток света может привести к пожелтению пигментов, особенно белых, или к другому изменению цвета (в случае цветных пигментов). [c.93] Пожелтение белых накрасок наблюдается большей частью внутри плохо освещенных помещений. Часто наблюдается, что цвет, изменившийся внутри помещения в темноте, восстанавливается на свету или наоборот. Это явление называется фототро-пией и объясняется поглощением фототропным веществом ультрафиолетовых или вообще коротковолновых лучей. Так, например, титановые белила после пребывания на свету теряют свою желтизну или литопон, потемневший на свету, в темноте опять приобретает свой начальный белый цвет. [c.93] Следует также учитывать, что и физико-химические свойства самого пленкообразующего, например его чистота, кислотность и др свойства, оказывают большое влияние на светостойкость пигментов. [c.94] Необходимо отличать светостойкость пигментов, пленкообразующих веществ и готовых красок. На светостдйкость пигмента влияет не только пленкообразующее вещество, но и порядок наложения одного слоя краски на другой и на нижний грунт. Отсюда следует, что при определении светостойкости пигментов необходимо учитывать все эти факторы и испытания производить всегда в строга определенных условиях. [c.94] Часто для испытания светостойкости цветных пигментов применяют не пасты, а окрашенные испытуемыми пигментами пластинки из дерева, картона или бумаги. Связующим веществом в этом случае служит раствор клея, казеина, желатины или масло. [c.94] Одни методы испытания светостойкости пигментов основаны на применении естественного, другие—искусственного света. Для испытания светостойкости пигментов при естественном свете испытуемые пигменты обычно растирают с масляным связующим веществом или с клеевым раствором. Однако предпочтительнее для этой цели пользоваться чистой желатиной. Полученными таким образом краскал ги закрашивают железные или деревянные щиты и закрывают половину закрашенного щита бумагой или фанерой. После экспозиции определенной продолжительности сравнивают цвет обеих половин щита. [c.94] Конечно, такое определение очень субъективно и к тому же неточно, так как, во-первых, при таких испытаниях не учитывается действие солнца, а во-вторых, на цвет краски, кроме света, влияют и побочные факторы, например вода, пыль и т. п., так что трудно установить, какое участие в изменении цвета принимал свет. Для устранения влияния побочных факторов образцы иногда выставляют в помещении, обращая их закрашенной стороной к солнцу. [c.94] Этот метод при условии точного соблюдения всех его деталей может дать хорошие результаты. [c.95] Для приготовления синей бумаги смешивают 200 г каолина с 200 мл воды и прибавляют к этой смеси 400 мл раствора, состоящего из 2 г основного синего красителя в 1000 мл воды. Осадок отфильтровывают, высушивают при комнатной температуре в темном помещении и размалывают. Затем 50 г полученного таким образом пигмента, размешивают в 35 мл воды, добавляют 45 мл осветленного раствора клея (1 5), смесь тщательно перемешивают, наносят на слегка проклеенную бумагу и высушивают в темноте. При освещении бумага постепенно выцветает. Отрезая от нее каждые /2 часа по кусочку, получают солнечную шкалу , состоящую-из ряда бумажек разных оттенков. [c.95] В последнее время для определения светостойкости пигментов находят применение текстильные нормы светопрочности. [c.95] В качестве текстильных норм светопрочности используют полоски шерстяной ткани, окрашенной различными по светопрочности органическими красителями эти полоски являются эталонами светопрочности. Следует иметь в виду, что хотя текстильные нормы предусматривают только выцветание, а не потемнение или изменение оттенка, они, однако, во многих случаях могут характеризовать светостойкость пигментов и вообще красочных пленок, особенно таких, в состав которых входит смесь органических и неорганических пигментов. [c.95] Для испытания светостойкости пигментов соответствующие накраски выставляют (при естественном освещении) параллельно с эталонами и наблюдают изменение цвета во времени. [c.95] В СССР для определения стойкости органических красителей к свету применяют шкалу, разделенную на пять степеней стойкости . Эталоны изготовляют из шерстяной ткани типа Рекорд ,, окрашенной различными красителями по специальным рецептам. [c.95] Выше было указано, что определение светостойкости пигментов при естественном свете связано с рядом неудобств. К числу таких неудобств относятся непостоянство интенсивности солнечных лучей, изменение влажности воздуха, необходимость производить испытания только в ясную погоду, частые изменения температуры воздуха и т. д. Все эти факторы часто затрудняют быстрое испытание светоустойчивости, особенно в местностях, в которых солнечные дни бывают очень редко. Вследствие этого были сделаны попытки применить для определения светостойкости пигментов искусственный свет, имитирующий солнечный. [c.96] Интенсивность лучеиспускания источника искусственного света должна быть всегда постоянной и химическое действие его лучей должно быть сходно с действием солнечных лучей. [c.96] Основным недостатком ртутно-кварцевой лампы является падение интенсивности излучаемых ею ультрафиолетовых лучей после определенной продолжительности ее работы. Обычно кварцевая лампа дает свет постоянной интенсивности в течение 1000—1500 час. горения, после чего необходимо сменить горелку. В качестве искусственного источника света можно также применять вольтову дугу с обычными углями, однако интенсивность ультрафиолетовых лучей такой дуги меньше, чем дуги с углями, внутри которых находится железная проволока (сердечник) . Дуговая лампа, работающая на углях с железным сердечником, излучает не только ультрафиолетовые лучи, но и лучи видимой части спектра. Поэтому для выделения ультрафиолетовых лучей свет такой лампы нужно пропустить сквозь комбинацию светофильтров, состоящих из окрашенных жидкостей, помещенных либо в кварцевые сосуды, либо в сосуды из стекла, пропускающего ультрафиолетовый свет. Эти светофильтры поглощают все видимые лучи и пропускают только ультрафиолетовые. [c.96] Для изготовления светофильтров применяют раствор медного купороса, поглощающий красные и желтые лучи, и нитрозодиметил-.анилин, поглощающий зеленые, синие и фиолетовые лучи, а так- же и специальные окрашенные стекла. [c.96] При обычных испытаниях можно пользоваться искусственным источником света без светофильтров, при более точных работах. лучше пользоваться светофильтрами. [c.96] Дальнейшим усовершенствованием являются лампы, которые, помимо нити накаливания, имеют еще дополнительно ртутную горелку для удлинения ультрафиолетовой части спектра. Эти лампы излучают лучи, которые имеются в солнечном свете (ультрафиолетовые, световые и тепловые) нежелательный коротковолновый свет, который испускают чисто кварцевые лампы, поглощается наружным баллоном. [c.97] Вернуться к основной статье