ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Меры времени из "Очерки истории русской метрологии " В качестве грани светлого времени (дня) и темного (ночи) принимали моменты восхода и захода Солнца, хотя, как уже упоминалось, день и ночь считали эквивалентными частями суток и подразделяли на часы независимо от времени года. Укажем, однако, что способ деления суток на части неодинаковой и притом переменной длительности был принят задолго до нашей эры. Как писал Деламбер в своей фундаментальной Истории астрономии средних веков [54], вавилоняне были первыми, разделившими день и ночь на часы, всегда соответственно равные, но непрерывно изменявшиеся от одного дня к другому (однако в астрономической практике, в частности у жрецов, часы имели постоянное, неизменное значение). Деление суток на неравные части было вызвано тем, что длительность работы и отдыха в далекие от нас времена определялась в гораздо большей степени, чем теперь, именно степенью освещенности общественная жизнь обычно почти замирала с наступлением темноты вплоть до рассвета. [c.38] В систему единиц времени в древней Руси входили (как и в других государствах средневековья) год, месяц, неделя, сутки (точнее, день и ночь), час. Начало года считали с марта месяца впрочем в течение довольно длительного периода начало года не было жестко фиксировано, оно колебалось около 1 марта (так называемый циркамартовский стиль), что обусловливалось, как предполагают, стремлением приурочить начало года к первому весеннему новолунию. Мартовский счет сохранялся до конца XV в., когда начало года стали считать с сентября. [c.38] Принятое в древней Руси деление дня и ночи на 12 часов зафиксировали литературные памятники. В трактате дьякона Кирика [55] читаем В дни едином 12 есть часа, а также и в нощи . Остается, однако, открытым вопрос, было ли в тот период указанное деление суток на часы единственным. Есть некоторые основания считать, что, например, духовенство (по крайней мере в монастырях) и летописцы пользовались для счета времени часами равной длительности. Д. О. Святский [57, ст. 25] в ходе исследования пришел к выводу За начало счета часов у летописцев принималось время, близкое к нашему 6 часу утра, независимо от времени года и восхода Солнца, т. е. церковный счет времени, перешедший к нам из Византии такая независимость от времени года и восхода Солнца заставляет считать вероятным использование часов одинаковой длительности. [c.40] Создание образцовых мер предполагает уточнение определенных единиц измерения. Характерно, что уже в древности пытались уменьшить первоначальную расплывчатость и разнообразие значений антропологических мер. В соответствии с этим такие меры, как пядь, локоть, сажень, приурочивались (даже в быту) к размерам частей тела взрослого мужчины ростом порядка 170 см. Для ограничения неопределенности значений таких мер, как перестрел , вержение камня , ориентировались на хорошего стрелка из лука ( доброго стрельца ), на силу мужчины и камень малых размеров ( яко довержет муж камением малым ) [36]. [c.42] С появлением образцовых мер появилась необходимость их бережного хранения. А. Поктон в своей капитальной, по-видимому, первой монографии по метрологии (исторической) констатировал У древних народов эталоны линейных мер и веса хранились очень заботливо в храмах и освящались религией... Египтяне, по сви-дет тьству Климента Александрийского, имели в коллегии своих жрецов должностное лицо, на обязанности которого лежало знать все меры и хранить их первичные образцы. У римлян эталон законных мер был помещен в храме Юпитера на Тарпейской скале. Юстиниан... приказал, чтобы линейные меры и меры веса хранились в христианских церквах [59]. [c.42] Древняя Русь не составляла исключения из этого правила. Церковные храмы были своего рода общественными центрами. Их строили зачастую на больших площадях, где велась крупная торговля. Во многие помещения храмов посторонние лица не проникали, и потому храмы являлись наиболее надежными местами для хранения ценного имущества, в том числе общественных мер и весов. [c.43] Сохранившиеся литературные источники XI—XV вв. содержат только отрывочные и совершенно недостаточные сведения, по которым можно судить о внедрении и использовании мер. Все же можно считать, что меры (в основном длины, веса и объема) изготовляли в достаточном количестве. Это подтверждают многочисленные археологические находки древних гирь и мер длины (например, в древнем Новгороде). Находки остатков весов более редки. Меры объема, выполняемые главным образом из дерева, не могли сохраниться. Правда, можно надеяться на обнаружение древненовгородских мер объема, если предположить, что их могли изготовлять из бересты. [c.43] В условиях политического единства Киевской Руси нарушение единства мер вызывалось не только прямыми злоупотреблениями, но, главным образом, широким использованием бытовых мер. [c.44] В рассматриваемый период в основном продолжали применять меры длины, система которых сложилась в Киевской Руси версту, сажень, локоть, пядь. Можно предполагать, что феодальная раздробленность, обособление княжеств, нарушение контактов из-за прихода татаро-монгольских завоевателей и, как следствие, ослабление контроля и нехватка законных мер увеличили использование таких местных, антропологических и бытовых мер, как волок или гон (расстояние, которое может пройти косец либо пахарь без остановки). [c.45] По-видимому, где-то в середине XIV в. на смену версте в 750 сажен приходят две ее разновидности в 500 и 1000 сажен, получившие довольно широкое применение в последующее время. [c.45] Продолжали применять такие меры площади Киевской Руси, как дом ( дым ), соха , обжа . Как следствие феодальной раздробленности имело место количественное различие их в зависимости от княжества. Отличались меры и по наименованию. В Новгороде применялись в качестве трудовых мер знакомые нам обжа и соха, а в качестве посевной меры земельных площадей коробья — площадь, на которую высевали коробью (новгородскую меру объема) ржи. Площади сенокосных участков небезуспешно оценивали копной — она соответствовала площади луга, на которой можно было накосить копну сена. [c.45] Эти меры давали лишь приближенное представление о земельных участках, но они более или менее удовлетворяли практически доминировавшую потребность в определении урожайности. [c.45] Сохранились летописные свидетельства о том, что уже в середине XIII в. проводили в значительных масштабах, охватывающих целые княжества, описи земельных площадей. В 1256 г. татарами были проведены описи земель вначале Киевского княжества ( В лето 6764... бысть число... ), затем (1257 г.) северо-восточной Руси (княжеств Рязанского, Суздальского и Муромского) и после этого — земель Великого Новгорода (в 1259 и 1271 гг.) в основу описей было положено в качестве единицы измерения, вернее обложения, отдельное хозяйство ( дом или дым ). В дальнейшем описи земель проводили уже русские князья, по отдельным княжествам. [c.46] С метрологической точки зрения особо важное значение имеет появление геометрической меры земельных площадей — десятины, об использовании которой для сенокосных угодий упоминается в памятниках древней письменности с конца XIV в. Первоначально, по-видимому, применяли круглую десятину, т. е. квадрат, каждая из сторон которого равнялась десятой доле версты (50 сажен), откуда и происходит наименование десятина . С середины XV в. десятину стали употреблять также для пахотных земель. По существу только с этого момента можно говорить об использовании в землемерной практике действительно мер в метрологическом смысле слова. [c.46] Вернуться к основной статье