ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Функциональное использование музыки из "Эстетика на железнодорожном транспорте Издание 2 " С эстетическим воздействием музыки, с ее способностью вызывать у нас различные эмоции, настроения, переживания так же, как и с влиянием цвета, мы знакомы прежде всего по искусству. Однако искусство — это область художественного, образного творчества, в цели которого непосредственно не входит решение специфических задач производства. [c.215] Здесь речь пойдет о музыке, эстетическое действие которой имеет прямым своим результатом сокращение затрат человеческой энергии на труд, о музыке, способствующей лучшему выполнению работником своей производственной функции. Такая музыка получила название функциональной. [c.215] Знаменитый русский ученый, выдающийся невропатолог В. М. Бехтерев после ряда экспериментов пришел к выводу, что музыка повышает работоспособность человека, занятого физическим трудом. Другой видный ученый, действительный член Академии медицинских наук П. К. Анохин, подтверждая эффективность музыки на производстве, указывал на необходимость учета таких факторов, как характер работы, степень интеллектуального развития слушателей, их возраст и пол. [c.215] При радиофикации цехов следует прежде всего учитывать реакцию рабочих на музыку, степень свободности их внимания. Музыку целесообразно применять там, где работа не требует постоянного умственного напряжения и пристального зрительного внимания, например на поточных линиях. Здесь музыка может быть организатором поведения человека в процессе труда. [c.215] Основные характеристики функциональной музыки — мелодия и ритм. Именно они задают человеку определенный темп работы. Здесь используется способность нервной системы, а вместе с ней и мускулатуры, усваивать ритм операции начинают выполняться в ритме подаваемых звуковых сигналов. [c.215] Чтобы музыка как ритмический возбудитель произвела на человека положительное воздействие — уменьшила напряженность нервной и мышечной системы, повысила его эмоциональный настрой и рабочий тонус — необходим правильный выбор музыкального материала. [c.215] Если музыкальный ритм хорошо согласован с основным трудовым ритмом, физиологические процессы в организме протекают аилучшим образом. Мелодия же, доставляя работающему удовольствие, улуч-шает сердечно-сосудистую деятельность. Одновременно обостряется реакция на световые и звуковые сигналы, что, безусловно, способствует предупреждению травматизма и несчастных случаев. [c.216] Как известно, производительность труда в течение рабочего дня различная. Утром она ниже, так как человек не сразу врабатывается , затем она повышается, а перед обедом и в конце смены вновь падает. Для определения величин таких колебаний в депо им. Г. М. Кржижановского был проведен хронометраж в цехах текущего ремонта, точных приборов и механическом. Оказалось, что часовая выработка в некоторых цехах резко колеблется. Например, в подъемочном цехе в конце четвертого часа она составляла всего 85% (по сравнению со среднесменной), после обеда возрастала до 140%, а в конце смены падала до 55%. [c.216] Уменьшить колебания работоспособности, сделать постоянным внимание и ритм движении работникам депо им. Г. М. Кржижановского помогает музыка, которая влияет соответствующим образом на дыхание, кровообращение, двигательную способность и общее настроение. Повышает или снижает возбуждение, снимает усталость. [c.216] Во время обеденного перерыва передаются популярные мелодии и песни из кинофильмов, музыкальные новинки, выступления известных артистов эстрады. Однако следует учитывать, что ежедневные музыкальные передачи в обеденный перерыв утомляют, их надо проводить время от времени. Недопустима также музыка в качестве антифона в шумных цехах, так как в этом случае отрицательное влияние шума на слух и нервную систему не уменьшается, а, наоборот, возрастает. [c.217] При составлении музыкальных программ надо учитывать дни недели. Первый и последний дни недели характеризуются меньшей выработкой, поэтому программы музыкальных передач в эти дни отличаются от остальных — они более разнообразны. Кроме того, музыкальные произведения не должны повторяться в течение недели- Обшая длительность музыкального вещания должна составлять 1—2 ч в смену. [c.217] После введения музыкального вещания в локомотивном депо им. Г. М. Кржижановского кривая производительности труда в цехе периодического ремонта локомотивов значительно спрямилась. [c.217] В депо Гребенка музыка транслируется в цехах подъемочно-го ремонта, профилактического осмотра и малого периодического ремонта, где большие группы ремонтников выполняют раз-борочно-сборочные операции на тепловозах. Кроме того, нередко в обеденные перерывы проводятся концерты силами участников художественной самодеятельности депо — выступают мужской хоровой ансамбль, эстрадный и духовой оркестры. [c.217] Интересный эксперимент проводится в депо Пенза, где создан музыкальный кабинет для локомотивных бригад, которые после прохождения медицинского осмотра перед поездкой прослушивают здесь специально подобранную музыку. По мнению специалистов, это благотворно влияет на нервную систему машинистов и их помощников, отправляющихся в рейс. [c.217] Музыка используется также в локомотивных депо Жмеринка, Курган, Свердловск-Сортировочный, Москва-Сортировочная и др. Поучительный опыт по использованию музыки в процессе работы накоплен рядом промышленных предприятий — Рижским радиозаводом им. Попова, Пермским телефонным, Киевским мотоциклетным и Свердловским инструментальным заводами, который также применим и для предприятий железнодорожного транспорта. [c.217] Установлёно, что в цехах хорошо воспринимаются произведения, написанные или переложенные для электромузыкальных инструментов, аккордеона, гитары, саксофона, ударных инструментов. Как правило, это марши, танцевальные мелодии, реже песни. Видимо, поэтому только 6% опрошенных высказались за классическую музыку, тогда как за танцевальную — 90%. [c.218] Управленческим работникам, сотрудникам конструкторских бюро, наоборот, нужна тихая мелодичная музыка, но опять-таки легких жанров. Композитор Д. Б. Кабалевский, побывавший в лаборатории функциональной музыки Пермского телефонного завода и одобрительно отозвавшийся о ее деятельности, отмечает, что серьезная музыка требует к себе повышенного внимания. Если же слушать ее невнимательно, она становится непонятной, вызывает раздражение. [c.218] Наблюдения за одним из конструкторских бюро этого завода показали, что музыка положительно влияет и на работников умственного труда. Отмечено было улучшение памяти на 50— 60% при запоминании группы двухзначных чисел, усиление внимания и сосредоточенности. Сердечно-сосудистая и нервная системы людей работали в более благоприятных условиях. [c.218] Влияние музыки в ночные смены сказывается еше эффективней, чем в дневные. В пасмурную погоду музыка также дает лучший результат, чем в светлый солнечный день. [c.218] В соответствии с результатами исследований на Пермском телефонном заводе введена пятиканальная система вещания. Первый канал предназначен для заводоуправления, второй — для конвейера и поточных линий, третий — для работников со свободным ритмом труда и т. д. Фонотека лаборатории насчитывает около 5000 музыкальных произведений. [c.218] Вернуться к основной статье