ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Значение эстетики манер поведения из "Эстетика на железнодорожном транспорте Издание 2 " Эстетика поведения есть повседневное проявление нащего эстетического вкуса в манерах, привычках и навыках общения с людьми, а также в отношении к окружающей среде. Само понятие эстетика поведения говорит о его двойном содержании, представляющем не только единство воли (поведения) и эстетического вкуса, но и их гармонию. Такое наилучшее выражение принципов, норм и форм эстетики поведения издавна называют этикетом. [c.133] Этикету (красоте манер и хорошему тону) принадлежит важное место в эстетическом воспитании. В истории человечества выдающиеся деятели мировой культуры всегда обращали внимание на социальное значение эстетики поведения, целесообразность и важность норм и форм этикета. Знание этикета, соблюдение выработанных веками манер делает быт красивым, нас изящными, а общение с другими людьми понятным и приятным, оберегает здоровье, создавая в коллективах настроения спокойствия, бодрости, взаимной заботы и деликатности. Эстетика поведения, ее формы и критерии представляют завоевания общечеловеческого прогресса, важный элемент труда и быта. [c.133] Известно, что Ф. Энгельс рассматривал манеры как исторически унаследованные культурные формы общежития , которые должно превратить из монополии господствующего класса в общее благо всего общества и способствовать дальнейшему его развитию . [c.133] Если этика отвечает па вопрос о том — что должно делать нравственно воспитанному человеку, чтобы достигать добра , то эстетика отвечает на вопрос о том — как надо делать это добро (в какой форме). Не случайно Ф. Энгельс указывал, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает . [c.133] Большую роль в развитии эстетики поведения сыграли практический опыт и труды замечательного советского педагога и писателя А. С. Макаренко. Разрабатывая методику и практически осуществляя обучение красивым манерам поведения, развивая эстетику быта своих воспитанников, он писал Эстетика поведения — это именно поведение оформленное, получившее какую-то форму. Форма сама является признаком более высокой культуры . [c.134] Особое внимание манерам, связанным с трудом, уделяла Н. К. Крупская. В предложениях к программе Наркомпроса по труду (1928 г.) она подчеркивала роль манер и навыков, влияющих на качество труда. Весьма ценны ее указания об эстетике манер на производстве, связанных с дисциплиной труда, навыками порядка ухода , обихода , а также советы по эстетике поведения на рабочем месте организуй дело так, чтобы не суетиться, не метаться, чтобы все было под рукою . [c.134] Луначарский, говоря о формировании социалистической культуры, отмечал, что все хорошее мы будем переносить к себе . Ои подчеркивал необходимость перенести культурные навыки и приемы, составляющие положительное достижение буржуазной культуры . [c.134] Именно так и происходила перестройка путем отбрасывания устарелого и развития новой социалистической культуры в нашей стране, включая и развитие эстетики поведения. Тем не менее у нас были голоса, возражавшие и против эстетики поведения, этикета и даже против выпуска необходимой для этого литературы. Противники этикета называли манеры буржуазным предрассудком , вздорной регламентацией . Некоторые считали, что якобы манеры учат лицемерию и обучение манерам является лживой дрессировкой . Они противопоставляли этому внутреннюю культуру . [c.134] Такие противопоставления красоты внепших форм поведения внутренней культуре, мировоззрению глубоко ошибочны и только задерживали развитие эстетического воспитания. [c.134] Демократический этикет, манеры важны именно тем, что облагораживая наше общение, делают его красивым и приятным для окружающих людей. К тому же этикет способствует общению людей, являясь одним из основных его элементов. [c.135] В наше время на железнодорожном транспорте среди миллионов пассажиров находятся тысячи иностранцев из социалистических и других зарубежных стран. Отсутствие общепринятых норм и форм этикета, эстетики поведения при незнании языков вызывало бы бесконечные конфликты. Эстетика поведения — нормы и формы этикета весьма облегчают контакты железнодорожников с иностранными пассажирами даже при незнании языков. [c.135] перенесенное из французского языка понятие этикет , соответствующее понятию эстетика поведения , характеризует обычно принятые в общественном обиходе своды норм и правил поведения, определенные церемониалы. Этикет устремлен к гармонии добра и красоты. Морально-этическая сторона этикета представляет его содержание. А внешние формы проявления принятых норм поведения составляют его эстетическую сторону, образующую изящество манер, красоту в этике. [c.135] Важно различать относительную самостоятельность названных взаимосвязанных сторон этикета. Например, человека попросили оказать любезность — передать какой-нибудь предмет или дать какую-то свою вещь — книгу, карандаш и т. п. Он согласен оказать услугу (сотворить добро), т. е. поступает по моральным нормам. Однако передает он эту вещь или предмет так небрежно и некрасиво, что эстетический вкус бывает подчас покороблен, начинает ощущаться обида и мелькает мысль лучше бы не обращаться к такому человеку с просьбой, не было бы испорчено настроение. [c.135] Но бывают и другие случаи, когда человек действует внешне красиво и изящно, но затем обнаруживается, что эти внешние красивые действия причинили зло вместо добра, т, е. совершен неэтичный поступок. В этикете этика и эстетика сочетаются. Поэтому нередко говорят, что этикет — это эстетическая этика и одновременно этическая эстетика , проявляемые в красоте манер. В обычной жизни этическая и эстетическая стороны характера, конечно, неразделимы, как единство, так же как, например, неразделимы память и внимание, как едина и целостна человеческая личность. [c.135] Само слово манера происходит от латинских слов ма-чус — рука и глагола манере , означающего пребывать, оставаться постоянным . Так издавна принято обозначать известное постоянство в движениях и позах людей, в их умении не только на людях , но и дома вести себя соответственно обстоятельствам. Походка, манера одеваться и носить одежду (умение носить одежду — важная черта во внешнем облике человека), манера есть, здороваться и другие навыки усваиваются из того, что отбиралось, шлифовалось в течение многих веков и превратилось в элемент культуры, именно как эстетика поведения в жизни и общении с людьми. [c.136] Например, манера здороваться, пожимая друг другу руку, появилась много тысячелетий назад в Малой Азии и Южной Европе. Затем рукопожатие распространилось на весь евразийский континент, а после путешествия Колумба и на американский материк. В древности раскрытая ладонь подтверждала, что у здоровающихся мирные намерения и в руке не зажат камень или иной предмет для нанесения неожиданного удара. Затем рукопожатие стало символом добрососедских отношений. Неслучайно при осуждении поступков кого-нибудь, говорят, что не подадут ему руки. Рукопожатие дошло до наших дней, утратив свое прежнее конкретное значение, а превратилось в символ дружелюбия и уважения. [c.136] Важными мотивами в развитии ряда эстетических форм поведения явились санитарно-гигиенические требования нистоты, опрятности, аккуратности и др. Известно, что брать хлеб с общей тарелки или хлебницы рекомендуется руками, а не вилкой, хотя некоторым кажется, что красивее брать хлеб именно вилкой. Но также известно, что прежде чем сесть за стол, принято помыть руки. Кусок хлеба берут, стараясь не задеть рукой других кусков. Если же брать хлеб побывавшей во рту вилкой, то можно проколоть ею не только свой, но и следующий кусок хлеба, который попадет потом другому. Значит, манера брать хлеб рукой вызвана требованиями гигиены. [c.136] Множество манер выработалось как выражение вежливости, приличий, деликатности. Таковы манеры — не садиться в гостях за стол без приглашения хозяина или хозяйки не принято мужчинам усаживаться раньше, чем сели женщины, а младшим прежде, чем сели старшие, и др. [c.136] Считается некрасивым, когда при встрече на работе или в каком-нибудь доме с подчеркнутым вниманием относятся к людям, занимающим более высокое служебное положение, а рядовых служащих или ничем непримечательную родственницу, деда-пенсионера либо просто не замечают, либо проявляют по отношению к ним небрежность, высокомерие, чванство. А многие манеры как раз и построены на принципе выражения заботы о человеке, уважения личности. [c.137] Манеры помогают выработке воли, спокойствия и равномерности в обращении, чтобы не вызвать у кого-либо чувство обиды, не унизить и т. д. [c.137] Вернуться к основной статье