ПОИСК Статьи Чертежи Таблицы Композиционное построение магистрали из "Эстетика на железнодорожном транспорте Издание 2 " Немаловажное значение имеет расположение объекта по отношению к движущемуся наблюдателю. Учитывая условия обозрения из окна вагона проезжающими пассажирами, например, пассажирского здания, его высотную композицию следует решать на базе размеров поля зрения, которое условно pинимaeт я с углом раскрытия по отношению к линии зрения 140°. Для лучшего восприятия здания необходимо разместить его в пределах поля зрения. [c.23] Горизонтально протяженные объекты или расстояния между ними при восприятии с быстро движущегося поезда кажутся более короткими, чем они есть на самом деле. При желании дать более запоминающийся зрительный образ близко расположенному объекту его следует решать в протяженных формах. При небольшом размере объекта его лучше расположить на достаточном расстоянии от путей, так как чем он ближе к поезду, тем короче момент его восприятия, тем лаконичнее и обобщеннее должен быть его художественный образ. [c.23] Зрительное восприятие объектов магистрали будет различным при из.м енении уровня горизонта. Передвигающимися пассажирами объекты воспринимаются то в упор, то снизу вверх, то сверху вниз, кроме того, имеет значение быстрая смена условий солнечного освещения. Учет указанных факторов поможет создать определенный зрительный образ и обеспечить благоприятное зрительное восприятие архитектурно-эстетического облика прилегающих к железнодорожной линии территорий и ансамбля станций. [c.23] Оформление всех сооружений на железнодорожной магистрали — зданий, мостов, тоннелей, земляных откосов, а также зеленых насаждений — должно производиться с учетом требований эстетики. Каждое железнодорожное направление обычно имеет свою специфику по назначению, составу объектов, в том числе промышленных, по природным особенностям, историко-социальным данным и другим факторам, которые определяют общий архитектурно-художественный замысел линии. Конкретные решения композиционных задач следует рассматривать для каждой магистрали с учетом этих ее особенностей. Избегая однообразия в оформлении всей линии, необходимо скомпоновать различные объекты таким образом, чтобы раскрыть единство определенного замысла. [c.23] В ряде случаев станционный ансамбль должен быть увязан с окружающим ландшафтом, который может даже продиктовать тот или иной прием композиции ансамбля. Неприглядное природное окружение может быть замаскировано. Привлекательный природный ландшафт на перегоне следует как можно полнее раскрыть и использовать его эстетические качества. Возможно применение приема внезапного контрастного противопоставления межстанционному ландшафту ар.хитектурной композиции остановочного пункта. Ряд остановочных пунктов может быть выделен в так называемые опорные точки в архитектурно-эстетической композиции магистрали, которые должны оставлять у пассажира хорошо запоминающиеся образы. Архитектура опорных пунктов должна выделяться на фоне остальных станций. [c.24] Отрезки железнодорожной линии должны оформляться путем развития архитектурного замысла по мере приближения к опорному пункту. Может быть использован прием ритмического усиления архитектурного мотива остановочных пунктов, размеры и значимость которых возрастают при приближении их к какому-либо крупному остановочному пункту — станции, городу. [c.24] В непосредственной близости к железнодорожной линии, станции, вокзалу в ряде случаев располагаются объекты других ведомств. Внешний вид этих объектов и система их расположения часто не способствуют цельному, эстетическому впечатлению обозреваемой панорамы перегонов, станции и вокзала и в результате они создают непривлекательный фон. Все существующие объекты, выходящие на линию, с неудовлетворительным внешним видом и не подлежащие сносу, должны быть или реконструированы, или замаскированы зелеными насаждениями или другими декоративными средствами. [c.24] Вернуться к основной статье